14-09-14 / 2014
Новости отрасли
"Техаутсорсинг" поможет развиваться средним и мелким ж/д операторам - ПГК

Так называемый "технологический аутсорсинг", запущенный ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД) совместно со своей "дочкой" - ОАО "Федеральная грузовая компания", поможет развиваться средним и мелким ж/д операторам, считает исполнительный директор крупнейшего в РФ владельца вагонов - ОАО "Первая грузовая компания" (ПГК) Александр Сапронов.

"Мое субъективное мнение: рынок должен пройти укрупнение. Это прошли многие хозяйствующие субъекты в экономике, это должно произойти и с рынком грузовых ж/д перевозок. Я считаю, что "аутсорсинг" должен получить очень солидное, сильное развитие. И, на мой взгляд, он наиболее важен именно для небольших и средних компаний, которым дорого держать (административный - ИФ) аппарат, филиалы на сети, информационные системы", - заявил топ-менеджер на "круглом столе" "Сроки доставки грузов ж/д транспортом. Текущая ситуация и планируемые изменения" в Москве.

"И если такая услуга, как управление парком, на рынке будет хорошо сформирована, будет удобна в пользовании для среднего и мелкого оператора (есть тысячи различных небольших грузовладельцев, для которых они важны), она получит развитие, надеюсь на это. И РЖД на рынке будет выступать с этой услугой, потому что технология у них есть, IT-технологии есть, это сильное конкурентное преимущество (монополии - ИФ). Их надо развивать и "упаковать" в хороший сервис", - добавил он.

А.Сапронов уточнил "Интерфаксу", что нынешняя схема "требует другого наполнения". "Это (должна быть - ИФ) не технология, которая сейчас применяется в управлении парком ФГК, а комфортная услуга для тех пользователей, которые к ней будут прибегать. То, что есть сегодня, - это другой масштаб. Здесь нужен и институт пользователей этой услуги, и возможность доступа к информации в любое время суток", - отметил он.

Схема "технологического аутсорсинга" была запущена РЖД весной. В его рамках монополия привлекает через ФГК полувагоны независимых владельцев для оптимизации схем доставки порожнего подвижного состава к местам погрузки. Консолидированный и "обезличенный" парк ряда операторов, по мысли разработчиков технологии, позволит подгонять к месту погрузки ближайший свободный вагон, сокращая порожние пробеги, маневровую работу и число необходимых магистральных локомотивов. Операторы, пожелавшие воспользоваться этой опцией, должны заключить с уже присоединившимися к схеме компаниями договоры о взаимном использовании вагонов, в том числе определив механизмы взаиморасчетов за чужой подвижной состав и оплаты порожнего пробега вагонов под чужие перевозки.

Сейчас около 10 тыс. своих полувагонов по этой схеме сдала ФГК только группа Rail Garant. Источники "Интерфакса" при этом говорили, что аналогичные переговоры ведутся с ОАО "Сибирская угольная энергетическая компания" и ПГК. Генеральный директор "Федеральной грузовой компании" Виталий Евдокименко летом выражал надежду, что оператору "в самое ближайшее время удастся консолидировать еще дополнительно 20 тыс. полувагонов". "По нашим расчетам, оптимальный эффект может быть получен при минимальном объеме парка 220-250 тыс. полувагонов", - при этом отмечал топ-менеджер.

Между тем газета "Коммерсантъ" сообщала со ссылкой на свои источники, что РЖД могут взять в аренду вагоны ПГК, ФГК и "Нефтетранссервиса". При этом источник издания заявил, что, если нынешние переговоры завершатся успешно, необходимость в "технологическом аутсорсинге" отпадет. Представитель "Российских железных дорог", между тем, сообщил "Интерфаксу", что для компании "на данный момент вопрос аренды вагонов актуальным не является". "РЖД арендуют вагоны у разных операторов в рамках поручения правительства РФ в связи с ликвидацией последствий наводнения на Дальнем Востоке. Срок действия договоров на эти перевозки истекает 30 сентября 2014 года", - сказал собеседник агентства.

В то же время А.Сапронов, комментируя "Интерфаксу" эту тему, заявил, что сейчас обсуждаются разные схемы, в том числе - прямая аренда. "Это нормальная дискуссия участников рынка: и перевозчик, и операторское сообщество ищут варианты, которые были бы оптимальны", - сказал он. Объем парка, который может быть передан в управление РЖД, по словам топ-менеджера, сейчас также обсуждается, "наряду с другими участниками рынка", и "пока рано об этом говорить".

ПГК - крупнейший в РФ оператор железнодорожных перевозок. Компании принадлежит более 200 тыс. вагонов (в том числе полувагоны, цистерны, платформы и подвижной состав других типов). Оператор работает в России и на Украине, имеет СП с железными дорогами Финляндии. ПГК входит в UCL Rail - железнодорожный дивизион группы Universal Cargo Logistics Holding (UCL Holding) Владимира Лисина. Помимо ж/д активов она объединяет стивидорные компании на северо-западе и юге страны и крупные российские судоходные активы. В состав UCL Rail также входит ОАО "Независимая транспортная компания", владеющее 100% акций ПГК. В целом UCL Rail владеет 210 тыс. грузовых вагонов, в том числе более 113 тыс. полувагонов и около 53 тыс. цистерн.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс14.09.2014