23-11-21 / 2021
Новости отрасли
Тарифы ждут перемен

Одной из тем Транспортной недели – 2021, состоявшейся в Москве на минувшей неделе, стало обсуждение источников финансирования проектов развития железнодорожной инфраструктуры. Как заявили в ОАО "РЖД", реализация инвестиционной программы холдинга напрямую зависит от тарифных решений. Компания предлагает отойти от принципа расчета "инфляция минус", закрепленного в Долгосрочной программе развития, и ввести более гибкую формулу – с учетом колебаний цен и изменений рыночной конъюнктуры. Вопросам взаимоувязки тарифов и развития инфраструктуры на Транспортной неделе посвятили отдельную сессию. В том, что сегодня есть потребность в расширении пропускных способностей, особенно на стыках с портами, у участников рынка, судя по тональности выступлений в ходе дискуссий, сомнений нет. По словам стивидоров, гавани наращивают мощности заметно быстрее, чем это происходит на сопредельных участках сети, что ограничивает рост перевозок. К примеру, профицит портовой инфраструктуры в сегменте угольной продукции директор по портовым и железнодорожным проектам Уральской горно-металлургической компании Ирина Ольховская оценила в 137,7 млн тонн.

В ОАО "РЖД" также признали существующий дисбаланс и готовы согласовывать планы с портовиками при условии закрепления взаимных обязательств. По словам заместителя генерального директора компании – начальника Центра фирменного транспортного обслуживания Алексея Шило, хороший механизм, чтобы поддержать долгосрочные отношения, – инвестиционные договоры. "Коллеги гарантируют объем, а мы со своей стороны – развитие инфраструктуры, чтобы этот объем провести. Надо уходить от договоренности и переходить к договорам, где обе стороны несут ответственность за решения, которые принимают", – заявил он.

У "Российских железных дорог" уже есть подобное соглашение с компанией "Новотранс", которое предусматривает, в частности, согласование графиков строительства. Кроме того, железнодорожный холдинг выступит подрядчиком по организации строительства путей необщего пользования на универсальном терминале LUGAPORT в морском порту Усть-Луга. Договор об этом стороны подписали на площадке Транспортной недели.

В то же время, по словам Алексея Шило, развитие железнодорожной инфраструктуры следует рассматривать в связке с темой тарифного регулирования, поскольку строительство ведется в основном за счет собственных и привлеченных средств ОАО "РЖД". Основной принцип действующей тарифной системы – "инфляция минус" – заложен в Долгосрочной программе развития ОАО "РЖД". Однако с момента утверждения ДПР экономические условия изменились. Одна из причин для пересмотра тарифа – рост цен в промышленности, которые не закладывали в компании. Если при формировании бюджета на 2021 год в ОАО "РЖД" учитывали индекс цен производителей на уровне 2,8%, а индекс цен на топливо – 3%, то в реальности цифры оказались гораздо выше: по состоянию на 1 ноября индекс цен производителей составил 19,5%, а цен на топливо – 44,7%. При этом, как отметил в своем выступлении Алексей Шило, железные дороги не получили ту грузовую базу, на которую рассчитывали при формировании ДПР. Компания недополучила из-за отсутствия грузов 330 млрд руб. доходов, и это снизило ее инвестиционные возможности.

Как сообщил руководитель ЦФТО, сегодня в компании видят необходимость сделать тарифную формулу более сложной и многофакторной. "Мы считаем, что модель долгосрочного тарифообразования должна учитывать конъюнктурные колебания и ценовое давление, которое мы испытываем, чтобы всегда быть способными реализовать инфраструктурные проекты", – заявил Алексей Шило.

Идею дифференцированного подхода к тарифам поддержал председатель совета директоров АО "Компания Усть-Луга", заместитель генерального директора ООО "Управляющая компания "Новотранс" Вячеслав Петренко. Он согласился с тем, что принципы тарификации при доставке одной и той же номенклатуры груза по разным направлениям должны различаться, поскольку в каждом случае есть отличия в характере перевозки, загрузке инфраструктуры и особенностях конечного рынка. В то же время прозвучало опасение, что изменения правил игры и возможное повышение тарифов негативно скажутся на развитии контейнерных перевозок в России. Президент, председатель правления ПАО "ТрансКонтейнер" Александр Исурин заявил, что только сбалансированная тарифная система обеспечит дальнейший рост рынка.

Алексей Шило заверил коллег, что гибкая модель тарифообразования, которую хотят выстроить в компании, должна подразумевать, что в случае ухудшения конъюнктуры тарифы будут снижаться.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок23.11.2021