05-11-14 / 2014
Новости отрасли
Тарифы выйдут из коридора?

В конце 2014 года, на фоне падения погрузки на сети ОАО "РЖД", экономический блок компании совместно с государственными регуляторами начал широкое обсуждение предложений по модернизации тарифной системы на железнодорожном транспорте, что в перспективе может привести к ее серьезной реформе.

Напомним, с 2013 года РЖД имеют право рассчитывать стоимость своих услуг для клиентов не только на основании Прейскуранта № 10-01, но и в рамках определенного ФСТ тарифного коридора - от -12,8% до +13,4%. При этом устанавливать его пределы в течение 5 лет РЖД могут самостоятельно.

Выступая 23 октября на II Международной конференции органов тарифного регулирования железных дорог Европы, Америки, Азии "Стимулирующее регулирование и привлечение инвестиций в железнодорожную инфраструктуру", глава ФСТ Сергей Новиков заявил, что ведомство может предоставить Российским железным дорогам право устанавливать стоимость своих услуг вне тарифного коридора, но в случае договоренностей с грузоотправителями об особых условиях перевозок. "Если потребитель не согласен с такого рода предложениями, то инфраструктура обязана предоставить ему услугу по регулируемому тарифу стандартного качества (мы говорим о принятых правилах в рамках коридора - ни выше ни ниже). Но если они договорятся друг с другом, то в случае пакетного предложения цена, в принципе, может быть любой: как ниже нижней границы коридора, так и выше верхней. В этом состоит свобода договора", - отметил С. Новиков. По словам главы ФСТ, ведомство может подготовить соответствующую нормативную базу в течение 2015 года.

Первый вице-президент ОАО "РЖД" Вадим Морозов поддержал предложение С. Новикова, отметив, что тарифный коридор должен быть расширен для успешной конкуренции с другими видами транспорта. "В зависимости от экономической целесообразности для привлечения различных категорий грузов РЖД активно применяют этот механизм", - отметил В. Морозов. По его словам, за 9 месяцев 2014 года тарифный коридор позволил компании дополнительно привлечь более 4,5 млн т грузов при общих объемах погрузки 913,2 млн т. В частности, грузовладельцам предоставляется услуга по перевозке груза по расписанию. Интерес к ней, по данным монополии, проявляют крупные компании рудно-металлургической, угольной, газовой промышленности, а также автосборочные предприятия.

А буквально несколько дней назад ФСТ подготовила проект приказа, позволяющего ОАО "РЖД" выходить за пределы нижней границы тарифного коридора, устанавливая стоимость своих услуг на транзитные перевозки грузов через РФ на расстояние до 1,1 тыс. км. Документ опубликован на портале для размещения информации о разрабатываемых нормативных актах и их общественного обсуждения regulation.gov.ru. В пояснительной записке ведомство отмечает, что изменения призваны снизить риски ухода грузопотоков с железных дорог РФ на ряде транзитных направлений при переходе на внутригосударственные тарифы, "которые не могут быть нивелированы РЖД в рамках действующего предельного минимального уровня тарифов, установленного ФСТ". "После вступления в силу в полном объеме международных соглашений, формирующих правовую базу Евразийского экономического союза, его члены при перевозках грузов железнодорожным транспортом с территории одного государства через территорию другого в третьи страны через морские порты и в обратном направлении будут применять внутренний тариф. Для перевозок по российским железным дорогам на этих направлениях предусмотрено применение тарифов Прейскуранта № 10-01 вместо действующих ставок Тарифной политики железных дорог СНГ на перевозки грузов в международном сообщении", - поясняет тарифная служба.

Общественное обсуждение проекта проходило в первой половине сентября. По результатам предложений и замечаний не поступало. Приказ в случае его утверждения вступит в силу в установленном порядке.

В данном случае очевидно, что регулятор пытается оказать всю посильную помощь Российским железным дорогам, испытывающим трудности вместе со всей экономикой, однако последние инициативы ФСТ будут благотворно встречены и со стороны операторских компаний, особенно занимающихся перевозкой дешевых грузов первого тарифного класса".

Смещение регуляторики в сторону хозяйствующих субъектов - механизм новый, но он отвечает возможностям ОАО "РЖД" получать дополнительные объемы грузов, считает начальник управления регулирования транспорта Федеральной службы по тарифам Владимир Варгунин. "Фактически по каждому из пунктов, по которым мы в ФСТ принимали решения относительно РЖД, заложены возможности привлечения грузов для перевозчика, - пояснил он. - Можно спорить о размере тарифного коридора, его эффективности и прочих деталях, но с точки зрения экономики РЖД и пользователей это тот инструмент, который помогает находить точки соприкосновения и выгодные для обеих сторон решения". Предложение по расширению применения принципов тарифного коридора является здравой идеей, считает начальник службы вагонного хозяйства ООО "ТК "Фаст Деливери" Александр Токарев. "Возможность для договоренности на взаимовыгодных условиях важна для такого сложного бизнеса, как перевозка щебня, - отметил он. - Естественно, нас интересует перспектива уменьшения тарифных ставок. Взамен мы можем предложить владельцу инфраструктуры какие-то дополнительные опции, например увеличение объемов, частоты перевозок и т. д. Введение договорных тарифов вне рамок тарифного коридора предоставляет для этого больше возможностей, чем существующие правила".

При введении договорных тарифов положительный эффект будет существенен для операторов, вынужденных отправлять попутный груз по низким ставкам, считает руководитель альянса Associated Cargo Experts Мирослав Золотарев. "Принцип тарифного коридора будет очень востребован при необходимости попутной загрузки вагонов в условиях, когда рыночные ставки ниже существующего уровня тарифов, - заявил он ИА РЖД-Партнер.ру. - Например, такая ситуация наблюдается сегодня при перевозках с Дальнего Востока на запад страны. В данном случае договорный тариф поможет не только снизить издержки железнодорожных компаний от порожнего пробега, но и сократить транспортные расходы грузовладельцев. Кроме того, пониженная ставка тарифа будет востребована на участках с заметным профицитом пропускной способности, так как позволит их дополнительно загрузить". Другим положительным эффектом может стать возможность снижения тарифов на некоторых направлениях перевозок, в особенности на расстояния до 1,5 тыс. км. Это сделает железнодорожные перевозки более привлекательными по сравнению с автомобильными. "Особенно востребованными на коротких расстояниях будут перевозки по расписанию, то есть с понятным сроком доставки", - уверен М. Золотарев. Однако, по мнению эксперта, принцип тарифного коридора может иметь и отрицательное влияние на экономику транспорта. Например, если владелец инфраструктуры будет повышать тарифную ставку на наиболее востребованных направлениях, по которым перевозка автотранспортом невозможна либо крайне затруднительна. "Эффективность нововведений будет зависеть от того, как владелец инфраструктуры будет соотносить право на коррекцию тарифных ставок с конъюнктурой рынка", - отметил М. Золотарев.

При всех нововведениях основа тарифной системы железнодорожного транспорта будет сохранена как основополагающий документ, уверен В. Варгунин. "Действующий Прейскурант № 10-01 определяется нормативным документом (Целевой моделью развития рынка грузоперевозок до 2015 г.), и все позиции, исходя из которых строятся тарифы, там есть, - напоминает эксперт. - Базовая система должна позволить РЖД обеспечивать потребности с точки зрения экономических затрат, а дальше ее нужно настраивать в плане маркетинга". В 1997 году это было сделано путем введения трех тарифных классов. "Существующая тарифная система выполнила свое предназначение, - отметил В. Варгунин. - Сегодняшняя задача состоит, во-первых, в анализе той целевой модели, в рамках которой мы находимся, и, во-вторых, в определении той парадигмы, к которой мы намерены двигаться. Тарифы будут выполнять роль надстройки к ней".

Опрошенные нами эксперты высказались практически в том же самом ключе, показывая, что в столь важном для транспорта вопросе при всех возможных разногласиях существует единомыслие по принципиальным вопросам реформирования.

Принцип тарифного коридора станет эффективным, если действующее законодательство разрешит ОАО "РЖД" самостоятельно устанавливать договорные тарифы с грузовладельцами, считает заведующий лабораторией "Ценообразование на железнодорожные перевозки" ОАО "ВНИИЖТ" Александр Шмелев. "Сам по себе тарифный коридор без предоставления РЖД права на договорные тарифы малоэффективен, - считает ученый. - Собственно, во многих странах на железнодорожном транспорте действуют контрактные тарифы. Есть прейскурант, но окончательная цена устанавливается договором. Аналогичный подход представляется эффективным и для условий Российских железных дорог". По мнению А. Шмелева, целесообразно увеличить границы тарифного коридора с одновременным предоставлением ОАО "РЖД" права на заключение ценовых договоров. "Снижение тарифа может быть эффективно реализовано только на основании ценовых договоров между РЖД и грузоотправителями", - заявил представитель ВНИИЖТ.

Независимый эксперт, д. э. н. Леонид Мазо предлагает дополнить принцип тарифного коридора применением тарифных планов, существующих в его рамках. "Согласно ст. 798 ГК РФ и ст. 10 УЖДТ перевозчик и грузовладелец могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок грузов, - поделился он своим видением ситуации. - На мой взгляд, с учетом этих нормативных актов могут получить применение тарифные планы по выбору заказчика перевозки: либо по фиксированному прейскурантному тарифу, но без возможности предоставления скидок, либо по договорному вариабельному тарифу с изменениями в зависимости от объема, дополнительных услуг и конъюнктурно-ценовых факторов, включая мировые цены по международным перевозкам. Выбранный клиентом тарифный план должен действовать в течение срока договора. При этом договором может допускаться переход на другой тарифный план за дополнительную плату". Методику определения тарифных планов, по мнению Л. Мазо, должны разрабатывать специалисты ФСТ и ФАС. При этом он считает целесообразным убрать нижнюю планку тарифного коридора на конкурентных с другими видами транспорта параллельных маршрутах, но с контролем недопущения недобросовестной конкуренции, например, при отмене скидки после вытеснения конкурента и т. п.

Ожидается, что дальнейшее развитие идей применения принципов тарифного коридора будет озвучено в ближайшее время. Без сомнения, они пройдут все необходимые ступени общественного и экспертного обсуждения, проработки в департаментах компаний и федеральных служб. Стоит отметить положительные стороны этого процесса: он совершается при взаимодействии участников рынка и к взаимной пользе.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру05.11.2014