10-03-25 / 2025
Новости отрасли
Тарифы требуют изменений

Недавно на правлении ОАО "РЖД" были подведены итоги 2024 года, представлены планы на среднесрочную перспективу и определены стоящие перед компанией конкретные задачи, требующие незамедлительного решения. И первой среди них прозвучала необходимость модернизации тарифной политики.

ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО?

Действующая тарифная система давно не отвечает коренным образом изменившимся с момента ее создания принципам формирования структуры перевозок. При плановой экономике с ее помощью обеспечивался ценовой баланс при поставке сырья и вывозе готовой продукции с промпредприятий. Тарифы при этом покрывали расчетные текущие расходы железнодорожного транспорта. Напомним, что развивало его государство не за счет тарифов.

С переходом экономики на рыночные рельсы видоизменился сам ландшафт производительных сил, структура грузопотоков стала меняться и бесконечно варьироваться, груз поехал туда, где его выгоднее продать, кратно вырос экспорт. А тарифная система осталась инструментом государственного макроэкономического регулирования и, по сути, поддержки сырьевых отраслей экономики.

"Зашитое" в системе перекрестное субсидирование перевозок одних грузов за счет других и обусловленные географией согласованные с Госпланом СССР скидки на дальность в новых реалиях привели к перекосам в экономической логике перево-зочного процесса.

Выправить их должен справедливый, экономически обоснованный "чистый" тариф (без перекрестного субсидирования), включающий инфраструктурную составляющую для решения задач развития железнодорожного транспорта. И скидки здесь должны применяться для привлечения дополнительных объемов грузов (а значит, стимулирования роста экономики), но не для сохранения ожиданий маржинальности бизнеса того или иного грузовладельца.

ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?

Экономически не обоснованный тариф уже приучил наши сырьевые и некоторые операторские компании не думать о рациональности той или иной отправки с точки зрения железнодорожного транспорта. Но итогом существующей "расстановки приоритетов" оказываются ограничения возможности того же экспорта угля, руды, пиломатериалов и т.п.

Простой пример на основе независимых источников: три четверти добываемого на Дальнем Востоке угля, а это около 50 млн тонн в год, отгружается на экспорт. При этом вместо местного угля на электростанции Дальнего Востока поставляется топливо с угледобывающих предприятий западных регионов страны, расстояние перевозки от которых до потребителей в несколько раз больше, чем от местных разрезов.

И с годами масштаб этой нерациональности растет. За 10 лет непродуманные отправки угля с запада на восток выросли почти в 1,7 раза, а в том числе из Кузбасса – в 3 раза.

Другими словами, весь прирост провозных способностей Восточного полигона, созданный за эти 10 лет, практически в полном объеме заполнен угольными грузами. Что, очевидно, ограничивает возможности вывоза продукции с высокой добавленной стоимостью отраслей промышленности, формирующих больший вклад в ВВП страны. Экспорт которых, напомним, согласно майскому указу президента РФ, должен вырасти на две трети за пять лет.

Баланс заполнения провозных способностей сети железных дорог должен и будет меняться, таковы потребности государства!


 

Источник Дата Наименование материала

Гудок

10.03.2025