19-12-08 / 2008
Новости отрасли
Тарифы на грузовые перевозки в 2009 году вырастут на 12,4%

Вчера Владимир Путин фактически поставил точку в жарком споре о тарифах «Российских железных дорог» на следующий год. Он объявил, что тарифы на грузовые железнодорожные перевозки с 1 января увеличатся на 5%, а средний годовой рост составит 12,4%. Еще в начале недели «Российские железные дороги» (РЖД) рассчитывали на рост лишь на 8%. Кроме того, государство дополнительно выделит монополии 50 млрд руб., а также выкупит допэмиссию акций компании на 41 млрд. руб. Как отмечают эксперты, пойти навстречу монополии правительство вынуждено из-за резкого снижения грузооборота. А чтобы не усугубить ситуацию, повышаться тарифы будут поэтапно. Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки в 2009 году в среднем возрастут на 12,4%, тогда как ранее этот показатель планировался на уровне 18,7%, сообщил вчера Владимир Путин. При этом если ранее планировалось, что с 1 января рост тарифов будет на уровне 14%, то теперь он составит не более 5%, а с 1 июля — еще 5,7%. Государство компенсирует РЖД более низкий рост тарифов в 2009 году, выделив компании дополнительно 50 млрд. руб., отметил Владимир Путин. Также 16 декабря правительство решило увеличить уставный капитал РЖД на 41,5 млрд. руб. путем доп­эмиссии в пользу государства. Еще в начале недели в РЖД ожидали повышения тарифа в среднем за год только на 8%. Как отмечал тогда журналистам президент РЖД Владимир Якунин, вместо 14-процентного роста тарифа на грузовые перевозки монополии разрешено увеличить его только на 8%. Благодаря 14-процентному росту тарифов РЖД рассчитывали в будущем году получить дополнительно 116 млрд руб. Но даже при этом самостоятельно компания могла бы профинансировать только 60% своей инвестпрограммы на 2009 год в размере 432 млрд. руб. В РЖД отмечают, что любое снижение роста тарифов приведет к пересмотру инвестпрограммы. По мнению экспертов, правительство пошло навстречу РЖД из-за резкого падения объема перевозок. Ранее ожидалось, что при 6-процентном падении перевозок в 2009 году РЖД недосчитается 75 млрд. руб. Еще недавно этот прогноз брался в расчет, но ситуация последних месяцев, по всей видимости, приведет к пересмотру этих цифр. Так, если в октябре грузооборот РЖД сократился на 4,4%, то уже в ноябре — на 30%, а в декабре сокращение может оказаться еще сильнее. По мнению Кирилла Таченникова из ФК «Открытие», нынешнее решение — компромисс между интересами РЖД и грузоотправителей. При этом чиновники оставили себе возможность для маневра: повышение тарифов будет поэтапным. По словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, дальнейшая корректировка темпов роста тарифов на услуги естественных монополий не исключена, если ситуация будет развиваться по жесткому сценарию. Гендиректор АКГ «Финэкспертиза» Агван Микаелян отмечает, что фактически рост тарифов в следующем году запланирован ниже, чем уровень инфляции, так что его влияние на грузооборот будет нейтральным. «Повышение тарифа с нового года на 5% не должно сильно сказаться на грузообороте, а к середине года ситуация может измениться», — говорит Кирилл Таченников. Евгений Алексеев из Института проблем естественных монополий все же опасается, что при отсутствии дополнительной финансовой поддержки от государства РЖД смогут профинансировать свою инвестпрограмму только в пределах амортизационных отчислений, то есть не более 210—215 млрд. руб.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РБК daily19.12.2008РЖД накинули 4%
РЖД-Партнер18.12.2008Тарифы, равняйсь - смирно?
Росбалт18.12.2008Правительство выделит РЖД дополнительно 50 млрд. рублей