15-03-23 / 2023
Новости отрасли
Тарифы и ставки: оценки почти сравнялись

По итогам исследования "Индекс качества" стоимость услуг ОАО "РЖД" в IV квартале 2022 года респонденты оценили на 44 балла по 100-балльной шкале (плюс 6 пунктов по сравнению с предыдущим периодом), а ставки операторов – в 47 баллов, и здесь показатель остался без изменений.

Часть отправителей в течение 2022-го уже приспособились к текущему уровню тарифа РЖД. "Пока не перекраивают те принципы, которые уже устоялись, и все вроде бы предсказуемо, то и оценка – 100", – говорит респондент. "Ставлю 60 баллов: с одной стороны, устраивает, но с другой – тариф для нас тяжелая ноша" – таков достаточно типичный комментарий.

Впрочем, многие грузоотправители полностью осознавали, что в нынешней ситуации с учетом проведения СВО железнодорожный тариф будет поднят. Рост был более чем ожидаем. Часть отправителей отметили, что размер повышения их, в принципе, устраивает. "У РЖД должны быть средства для того, чтобы перевозить грузы. Выполнена своего рода балансировка. Но в IV квартале на нас это все-таки отразилось не очень хорошо", – сообщил нейтрально настроенный респондент.

Однако кто-то оценил рассматриваемый критерий в 0 баллов, объясняя это тем, что Восточный полигон не двигается, а цены "драконовские". В частности, жаловались владельцы груза третьего тарифного класса. Им было дорого и с самого начала 2022 года, но ситуацию усугубила июньская прибавка. Часть из отправителей ожидали, что станут возить меньше. Но все в итоге легло на покупателя через железнодорожную составляющую. И только под таким углом зрения можно было смириться с уровнем тарифа.

Что касается стоимости услуг компаний-операторов, то в IV квартале 2022 года достаточно разнонаправленная динамика. Кто-то отметил, что ставки в целом снизились, хоть и меньше ожиданий. Кроме того, заметны сильные колебания на маршрутах. И помесячно был разброс. Например, в октябре – ниже, в ноябре – чуть выше, а в декабре – стабилизация и продление контрактов на прежнем уровне. Так, например, относительно универсального парка ставки на полувагоны под щебень в октябре оставались на уровне предыдущего квартала, а затем плавно снижались до конца IV квартала – примерно в размере 5-10% за каждый месяц начиная с ноября. Итого получилось общее снижение в диапазоне 15-20% за весь рассматриваемый период. Другой респондент заметил, что в IV квартале ставка уменьшилась примерно на 30%.

Впрочем, росли ставки на крытые вагоны (не меньше 5% каждый месяц). При этом, как рассказал один из отправителей, уже в начале января 2023-го рост тоже составил 5%, хотя обычно из года в год I квартал года всегда оставался "спящим". "Операторов можно понять, – говорит отправитель. – С другой стороны, они поступают, как говорится, не по-спортивному. Если перевозчик работает плохо, то у операторов вагоны едут медленно, им нужно повышать свою суточную доходность, и они начинают поднимать ставку. Мы фиксировали рост примерно на 15% на все направления по всему парку". Другой респондент также подтвердил, что ставка выросла по всем видам подвижного состава: по крытым вагонам, полувагонам, зерновозам. (В качестве ключевой причины называется инфляция, которая подстегнула все процессы и повлияла не только на увеличение ставок и тарифов, но и на рост цен на ремонт, запчасти, да и в целом на многие товары и услуги.) Правда, речь, как правило, идет все-таки о наиболее востребованных направлениях. "Разброс ставок в большом коридоре в зависимости от того, куда надо доставить груз. Если, например, в Казахстан, то ставка предоставления полувагона сравнялась с тарифом перевозчика", – уточнил респондент.

Краткие версии исследования здесь.

Полная версия выпуска исследования за IV квартал 2022 года доступна в личном кабинете.

Напоминаем, что продолжается подписная кампания РЖД-Партнера – на подписку и доставку в 2023 году печатных и электронных версий журналов РЖД-Партнер и РЖД-Партнер Документы, а также на пакеты из этих изданий. Мы приготовили скидки и бонусы для постоянных подписчиков и для тех, кто впервые подпишется на наши журналы.

Компании – участники рынка транспортных услуг, ранее не подписывавшиеся на наши журналы, могут получить бесплатный разовый доступ к электронным версиям журналов РЖД-Партнер и РЖД-Партнер Документы для принятия решения о подписке на 2023 год.

Подписчикам РЖД-Партнера доступны ежемесячные обзоры ставок на предоставление грузовых вагонов.

Подписчики журналов РЖД-Партнер и РЖД-Партнер Документы в качестве бонуса получают бесплатный доступ к исследованию "Индекс качества услуг на железнодорожном транспорте", которое выходит ежеквартально в электронном виде.

Свяжитесь с нами:

тел.: +7 (812) 418-34-99;

e-mail: rasp@rzd-partner.ru.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер15.03.2023