29-05-19 / 2019
Новости отрасли
Тарифный маневр РЖД

РЖД предложила изменить тарифы для металлургов: повысить стоимость перевозки сырья и снизить - готовой продукции. Это позволит монополии заработать, считают эксперты "Российские железные дороги" (РЖД) попросили Федеральную антимонопольную службу (ФАС) скорректировать тарифы прейскуранта 10-01, чтобы защититься от рисков, связанных с высокой долей перевозок низкодоходных грузов. На первом этапе монополия предлагает перевести руду и концентраты железные, кокс во второй тарифный класс с одновременным переводом черных металлов во второй тарифный класс с применением дополнительного коэффициента 1,52. Это следует из апрельского письма РЖД в ФАС за подписью первого заместителя гендиректора РЖД Вадима Михайлова. "Ведомости" ознакомились с копией документа, его содержание подтвердил федеральный чиновник и два источника, близких к крупным грузоотправителям. Представители РЖД и ФАС отказались комментировать переписку.

Грузы, перевозимые по железной дороге, делятся на три тарифных класса. Грузы первого класса (уголь, железная руда, щебень, необработанная древесина и проч.) перевозятся по заниженному тарифу, второго класса (нефть и нефтепродукты, зерно, удобрения и проч.) - по себестоимости, третьего класса (стальные болванки, сплавы цветных металлов в болванках, алюминий и проч.) - по повышенному тарифу, для компенсации убытков от перевозки грузов первого класса. По данным "Infoline-аналитики", доля низкодоходных грузов в 2018 г. составила 57%, среднедоходных - 30%, высокодоходных - 13%.

Из-за высокой доли перевозок низкодоходных грузов в последние годы происходит отставание темпов роста доходной ставки от темпов роста индексации тарифов, говорится в письме РЖД. Например, в 2018 г. при индексации тарифов на 5,4% рост доходной ставки составил 2,3%. Из-за этого существуют риски снижения финансовой устойчивости компании, предупреждает РЖД в письме.

В 2018 г. чистая прибыль РЖД по МСФО сократилась почти в 4 раза - с 139,7 млрд до 35,4 млрд руб. при росте выручки на 7,2% до 2,41 трлн руб.

Погрузка на сети РЖД выросла на 2,2% до 1,29 млрд т, включая 116,75 млн т железной и марганцевой руды (рост на 5,7%) и 78,1 млн т черных металлов (+7%).

По сути, РЖД предлагает провести маневр для металлургов, комментирует федеральный чиновник: повысить стоимость перевозки сырья и снизить - готовой продукции, на которую до 2025 г. действует экспортная надбавка. Но тариф на сырье вырастет больше, чем снизится тариф на готовую сталь, замечает источник, близкий к одному из крупных грузоотправителей: "И на этой дельте РЖД планирует заработать".

"Повышение тарифов на перевозки руды и кокса при одновременном снижении тарифов на перевозку металлопродукции в целом должно позитивно сказаться на доходах РЖД", - соглашается гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров. В сегменте перевозок руды и кокса альтернатива железной дороге фактически отсутствует, а по металлопродукции у РЖД есть потенциал переориентировать часть грузопотоков с автомобильного транспорта, поясняет он.

Влияние на металлургов будет сильно зависеть от географической распределенности месторождений руды, замечает источник в крупном грузоотправителе. Но он тоже считает, что уменьшение стоимости перевозки стали скорее всего не компенсирует растущие затраты на перевозку сырья.

РЖД привычно нарушает распоряжение правительства о запрете повышения тарифов на отдельные грузы до 2025 г. и каждый квартал просит дополнительных надбавок, возмущен собеседник "Ведомостей" в крупной операторской компании. "Госмонополия просит поднять тарифы, хотя скорость грузоперевозок снижается два последних года", - говорит он. От новых тарифов пострадают все потребители и производители железной руды, чугуна и коксующегося угля, уверен собеседник. По его мнению, единственные металлурги, кому очередное изменение тарифов выгодно, - те, у кого установлены электросталеплавильные печи и сырьем для них является лом.

Для металлургических компаний такое изменение тарифов окажется "крайне некомфортным", говорит и Бурмистров. И дело не только в росте транспортных расходов, отмечает он: "Резко ухудшится возможность прогнозировать транспортные расходы в среднесрочной перспективе из-за возможного перемещения грузов между классами и отмены понижающих тарифных коэффициентов". Для российских металлургических холдингов, которые являются крупными экспортерами, "критически важна возможность эффективно управлять логистическими расходами в рамках долгосрочных контрактов", указывает эксперт.

Представители "Северстали", НЛМК, Evraz, СУЭК, "Мечела" от комментариев отказались. Представитель УГМК не ответил на запрос "Ведомостей".-

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости29.05.2019