19-06-17 / 2017
Новости отрасли
Тарифный коридор станет шире

РЖД рассчитывает вернуть грузы на железную дорогу благодаря скидке.

Чиновники вместе с РЖД и ее клиентами решают, стоит ли дать монополии возможность предоставлять скидку в 55% вместо 50%

 РЖД может получить право снижать тарифы для некоторых грузов на 55% в границах тарифного коридора. Обосновать целесообразность такой меры еще в марте 2016 г. поручил вице-премьер Аркадий Дворкович (копия поручения есть у "Ведомостей"). Заключение должно быть готово во II квартале 2017 г., говорится в документе. Обоснование готовит ФАС. Инициатива коснется грузов второго и третьего классов - нефти, зерна, удобрений и контейнеров, а также металлов, транспортируемых на расстояние до 1100 км. Сейчас на них действует понижающий коэффициент в размере до 50% без ограничения по дальности.

 Верхняя граница тарифного коридора, по данным ФАС, останется неизменной - на уровне +10%. А увеличение скидки снизит нагрузку на потребителей и привлечет дополнительные грузы на железную дорогу, говорит представить ФАС. Это возможно на отдельных направлениях, уточнил его коллега из РЖД. Размер скидки и конкретные маршруты он не назвал, но заметил, что инициатива позволит компании "более гибко реагировать на конъюнктуру товарных рынков".

 В конце мая ФАС запросила у Совета потребителей по вопросам РЖД консолидированную позицию участников рынка грузовых перевозок.

Председатель совета Илья Южанов в ответном письме, отправленном 10 июня (копия есть в распоряжении "Ведомостей"), предложил - прежде чем сформировать общее мнение - оценить влияние предложенной меры на финансовый план и инвестпрограмму РЖД. По его мнению, скидка не должна снизить доходную базу компании и перераспределить нагрузку на другие виды грузов.

 Также ее размер должен быть экономически обоснованным как для РЖД, так и для грузоотправителей, что сделает механизм предоставления тарифных преференций объективнее и прозрачнее. Представитель Совета потребителей от комментариев отказался.

 Главный риск такой меры - в появлении перекрестного субсидирования, предупреждает сотрудник одной из компаний-грузоотправителей. Eсли этого удастся избежать, себестоимость перевозок для грузоотправителей снизится, добавляет он. По мнению собеседника "Ведомостей", РЖД, скорее всего, стремится вернуть на железную дорогу нефтяные грузы.

 Представитель вице-премьера, а также "Роснефти", "Русагротранса" и "Фосагро" на запросы "Ведомостей" не ответили.

 Расстояние до 1100 км - зона конкуренции между железнодорожным и автомобильным транспортом, заметил эксперт-аналитик "Финама" Алексей Калачев. В 2016 г. отчасти благодаря расширению тарифного коридора (сначала с -12,8 до -25%, затем до -50%) удалось остановить снижение перевозок по железной дороге (см. врез). "При таком соотношении перевозок и их изменений снижение нижней границы не сильно скажется на результатах года. Возможно, сможет создать реальную конкуренцию тарифам на автомобильные перевозки. Впрочем, скидка распространится на контейнерные перевозки, которые в 2016 г. выросли на 3,5%, их доля составила 11,1% от всех грузов", - говорит Калачев.

 Увеличение скидки для высоко*  и среднедоходных грузов на коротких расстояниях сможет обеспечить дополнительный прирост грузопотока РЖД не менее чем на 4 млн т в год, оценивает гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров. Условия для этого есть: стоимость автомобильных перевозок растет (с начала 2017 г. из-за повышения стоимости топлива, роста тарифов в рамках системы "Платон" и забастовок дальнобойщиков тарифы на автоперевозки на большинстве маршрутов выросли на 15-20%), а качество сервиса на железной дороге улучшается. Eсли в 2015 г. из 39 заявок на предоставление скидок монополия одобрила лишь 20 (51%), в 2016 г. из 96 - 31 (32,3%), то только за пять месяцев 2017 г. из 66 предоставила скидки 47 (71,2%). "Основной потенциал переключения на железную дорогу связан с металлургическими грузами по мере реализации схемы логистического аутсорсинга, а также зерновыми грузами, где существует значительный потенциал повышения эффективности железнодорожных перевозок за счет маршрутизации экспортных отправок", - отмечает Бурмистров.

 Что возит РЖД

В 2016 г. перевозки выросли на 0,74% до 1,23 трлн т против снижения на 0,8% в 2014 г. и на 0,73% в 2015 г. По словам Калачева, в 2016 г. во втором классе грузов перевозки нефти и нефтепродуктов (их доля в общей структуре - 19,25%) снизились на 6%, в то время как химические и минеральные удобрения (доля - 4,36%) выросли на 4%, а зерно и продукты перемола (1,76%) - на 2%. В третьем классе изменения незначительные - перевозки черных металлов (доля - 5,8%) снизились на 0,5%, а лома черных металлов (доля - 1,22%) выросли на 0,35%.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости19.06.2017