16-05-22 / 2022
Новости отрасли
Тарифные решения должны учитывать экономические условия на конкретных товарных рынках, а не только интересы РЖД

В правительстве РФ сегодня рассматриваются предложения ОАО "РЖД" о допиндексации тарифов на перевозку грузов по сети железных дорог. Но следует отметить, что помимо факторов роста грузооборота и выделенных средств на докапитализацию компании, первоначальные предложения ОАО "РЖД" учитывали и параметры курсовой разницы для корректировки экспортных надбавок. Так, между 16 марта и 18 февраля этого года курсовая разница предполагала экспортную надбавку в рамках возможных тарифных решений – 23,6% для нефтегазовых грузов, алюминия, контейнеров, а для остальных грузов – 25,5%. Сейчас ситуация с курсовой разницей совершенно иная, поэтому по крайней мере для экспорта тарифные изменения не должны быть столь существенными. Объективно ответить на вопрос, останутся ли рентабельными экспорт и внутренние перевозки грузов на сети РЖД при сохранении существующего тарифа в 2022 году, не может даже регулятор. В этом одна из основных проблем системы тарифного регулирования – отсутствие правил расчета экономически обоснованных тарифов в сфере грузовых перевозок. Между тем, чтобы объективно для всех участников рынка оценить эффективность тарифных решений, нужно иметь общепринятые правила и методику определения экономически обоснованных тарифов на грузовые перевозки в конкретном подвижном составе, по конкретным направлениям, в тех или иных объемах. Что касается субъективной оценки, то в силу большой доли постоянных затрат в структуре себестоимости, перевозки грузов первого тарифного класса в целом будут оставаться рентабельными даже без повышения тарифов, если в результате возможных тарифных решений или иных факторов не произойдет существенного снижения объемов перевозок. Для предотвращения такого снижения предлагаемые тарифные решения должны учитывать и экономические условия на конкретных товарных рынках, а не только интересы ОАО "РЖД". Обеспечение баланса интересов организаций железнодорожного транспорта и пользователей их услугами является целью государственного регулирования тарифов в соответствии с законодательством о естественных монополиях.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер16.05.2022