28-12-11 / 2011
Новости отрасли
"Тарифное регулирование перевозок грузов железнодорожным транспортом - баланс интересов всех участников перевозочного процесса"

В конце года, после того как становится известен общий кровень индексации железнодорожных тарифов, правление федеральной службы по тарифам принимает решение о внесении тех или иных изменений в прейскурант 10-01, продлении действующих, отмене или установлении "скидок" - исключительных тарифов.

Накануне нового тарифного года о новациях в сфере регулирования железнодорожного транспорта и важных решениях по некоторым другим субъектам естественных монополий "Транспорту" рассказал начальник управления регулирования транспорта ФСТ РФ Виктор Квитко.

"Транспорт": Виктор Владимирович, правильно ли считать, что железнодорожная отрасль получила утвержденный тариф на услуги по использованию железнодорожной инфраструктуры и теперь дорога для частных перевозчиков открыта?

- В середине лета мы приняли решение по установлению тарифов на услуги инфраструктуры и этим отрыли новую страницу в развитии рынка железнодорожных перевозок. Теперь дело за транспортным ведомством. Как только Минтранс издаст правила доступа к инфраструктуре, где будут определены права и обязанности перевозчиков - не только РЖД, но и любого юридического лица, которое сможет обеспечить перевозку груза по российским железным дорогам, рынок получит новый сигнал к развитию. Станет понятно, как дальше двигаться той или иной организации, которая захочет стать перевозчиком, чтобы воспользоваться существующим тарифом.

"Транспорт":Потенциальные частные перевозчики пытались влиять на принятие этого решения?

- Дело в том, что принятию этого решения предшествовал продолжительный этап его обсуждения и согласования. Мы его достаточно широко обсуждали и с Минтрансом, и с Минэкономразвития, и с Федеральной антимонопольной службой, с РЖД и участниками рынка. Совет участников рынка операторов железнодорожного подвижного состава принимал в обсуждении этого вопроса активное участие.

Наша задача - обеспечить баланс интересов субъектов естественных монополий, в данном случае это компания "Российские железные дороги", которая является владельцем инфраструктуры, и потенциальных перевозчиков. Новация в том, что перевозчик будет рассчитываться не за тонну груза, как предусмотрено действующим Прейскурантом, а за вагон и за поезд. Я считаю, что такой баланс мы нашли. В то же время мы не исключаем, что в дальнейшем с развитием рынка перевозчиков принятые решения, возможно, потребуют каких-то корректировок.

Если посмотреть на Прейскурант 10-01, который был принят в 2003 году, то к сегодняшнему дню в процессе его совершенствования в документ было внесено свыше 150 изменений. Это абсолютно нормально, потому что ни один самый хороший документ не может отобразить все ситуации, которые возникают при реальном оказании услуг в том или ином виде деятельности, в том числе в услугах по предоставлению транспортной инфраструктуры.

"Транспорт": Будетли применяться среднесетевой принцип расчета тарифа при работе "локального" перевозчика?

- Если мы говорим о тарифе на услуги инфраструктуры - здесь заложен среднесетевой принцип учета расходов ее владельца. Когда мы говорим о локальном перевозчике, то мы должны четко представлять технологию, по которой он будет работать. Установление тарифа на услуги локального перевозчика будет тесно связано с правилами работы сети в новых условиях с появлением новых перевозчиков.

К сожалению, до сих пор в нормативно-правовой базе нет определения такого понятия, как "локальный перевозчик", неясно, каковы его права, обязанности и место на рынке транспортных услуг.

Грузовладельцу по большому счету все равно, сколько перевозчиков работает на маршруте. Если сегодня он отправляет свой уголь на электростанцию на расстояние 1100 км, то ему, в общем-то, безразлично, локальный или общенациональный перевозчик везет его груз. Его интересует две вещи: чтобы не росла тарифная нагрузка и чтобы качество обслуживания - имеется в виду порядок оформления перевозочных документов на станции отправления и ритмичность подачи вагонов под погрузку - не менялось. Поэтому здесь, насколько я понимаю, нам предстоит большая работа с Минтрансом, а он должен играть первую скрипку в области именно разработки правил работы локальных перевозчиков на сети РЖД и внесения соответствующих изменений в действующее законодательство. По моему мнению, все технологические и тарифные решения, которые разрабатываются и принимаются в рамках целевой модели рынка железнодорожных перевозок, должны отвечать следующим задачам. Первая - это сохранение целостности сети и обеспечение равнодоступности всех участников рынка к любой точке этой сети для перевозки их груза. Вторая - обеспечение конкурентоспособности российских товаропроизводителей на внутренних и внешних рынках. И третья - - конкурентоспособность российской транспортной системы на международном рынке транспортных услуг.

Собственно говоря, вся структурная реформа железнодорожного транспорта нацелена на то, чтобы максимально повысить качество обслуживания клиента и снизить его транспортные расходы за счет развития конкуренции на рынке услуг железнодорожных перевозок.

"Транспорт": В какие сроки возможно принятие окончательного решения по унификации тарифов на порожний пробег и какова сегодня позиция службы по параметрам данной унификации?

- Насчет параметров скажу, что у нас есть такая хорошая традиция при работе с прессой: цифры мы называем только тогда, когда они принимаются правлением службы. Что касается позиции службы - наши предложения разосланы федеральным органам исполнительной власти, и мы ждем их позиции. Весь вопрос заключается в том, как минимизировать изменение тарифной нагрузки на грузы первого тарифного класса.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт20.12.11Виктор Квитко: "Тарифное регулирование перевозок грузов железнодорожным транспортом - баланс интересов всех участников перевозочного процесса"