05-10-11 / 2011
Новости отрасли
Тарифная политика должна отвечать балансу интересов государства, грузоотправителей и РЖД

Тарифная политика должна отвечать балансу интересов государства, грузоотправителей и РЖД. Об этом говорилось на открывшемся вчера в Хабаровске Дальневосточном международном экономическом форуме.

Как заявил председатель совета Ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье" Олег Кожемяко, высокие тарифы на услуги ЖКХ, энергетики и транспорта формируют большие издержки ведения в регионе бизнеса, а следовательно, низкую конкурентоспособность выпускаемой продукции. В качестве одного из примеров он привел ООО "Амурагроцентр" - одно из крупнейших в стране предприятий по переработке сои. "Сегодня основные потребители соевого шрота находятся в Сибири и европейской части России. 90% производимой в Амурской области компанией продукции вывозится за ее пределы. Область имеет возможность увеличить производство шрота втрое, полностью заменив импорт", - сказал Олег Кожемяко.

Однако в конечной стоимости соевой продукции из Приамурья транспортные расходы составляют 28%, а для поставщиков европейской части России доля этих затрат колеблется от 3 до 13%.

Другой пример. "Отправка лесных грузов по железной дороге с территории Тындинского района Амурской области до станции Гродеково в Приморском крае равна стоимости ее перевозки до Санкт-Петербурга. При этом дальность перевозки один к четырем", - подчеркнул глава ассоциации.

Как отметил старший вице-президент ОАО "РЖД" Валерий Решетников, тарифную политику необходимо совершенствовать последовательно. "Тарифные условия необходимо сформировать так, чтобы сохранить баланс интересов государства, грузоотправителей и РЖД в целях обеспечения как необходимых темпов роста экономики, так и эффективного функционирования железных дорог. При этом в тарифы необходимо ввести инвестиционную составляющую, повысить их долгосрочную предсказуемость", - сказал он.

Высоки издержки и при транспортировке по воде. В текущем году впервые за 25 лет по Севморпути в Мурманск отправились суда дальневосточных компаний с рыбой. И сбор за сопровождение сейнеров оказался сопоставимым со стоимостью прохода через Суэцкий канал. В два-три раза выше обошелся поставщикам рыбопродукции и обратный рейс порожняком. "Конечно, ни о каком развитии Севморпути в дальнейшем не может быть и речи", - отметил Олег Кожемяко.

Вопрос о льготных перевозках поднимается в федеральных структурах власти.

Как сообщил замминистра сельского хозяйства РФ Александр Черногоров, сегодня рассматривается вопрос установления льготных исключительных тарифов с понижающим коэффициентом 0,5 на перевозки свыше 1100 км зерна и продуктов его переработки из регионов Сибири и Курганской области в адрес российских портов, а также в направлении погран-переходов с Украиной, Северной Кореей, Китаем и Монголией.

"Такие же предложения в Правительство РФ готовятся по Дальнему Востоку и в отношении транспортировки сои, минеральных удобрений", - сказал г-н Черногоров.

В свою очередь, перевозчики уверяют, что ими не движет чувство наживы. Например, в Первой грузовой компании указывают на то, что на нее приходится до 40% от всего объема перевозок социально значимых грузов на сети. Перевозчик обслуживает самый восточный российский регион - Сахалин. Так, в третьем квартале по сравнению со вторым компания впятеро увеличила объем угольных перевозок для энергетики и ЖКХ на острове.

"Помимо угля мы перевозим в Сахалинской области нефтеналивные и строительные грузы, продовольствие, товары народного потребления, обеспечивая в том числе и поставки грузов на остров с материка. При этом данные перевозки изначально были и остаются для нас прежде всего социально значимыми", - говорит директор Владивостокского филиала ОАО "ПГК" Виктор Осипов.

Впрочем, возможности снизить затраты на перевозки у бизнеса могут появиться и другим путем. Как рассказал заместитель главы Минрегиона Роман Панов, планируется, что основные поставки продукции с будущего горно-металлургического кластера в Приамурье пойдут на экспорт в Китай по новому железнодорожному мосту через Амур у села Нижнеленинское и китайского города Тунцзян. Это будет единственный мост для поездов на 3 тыс. км российско-китайской границы. "Он сократит путь на 1400 км, что снизит себестоимость и повысит конкурентоспособность российской продукции на внешних рынках ", - заявил замминистра.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок05.10.11Дальний Восток может стать ближе