08-06-17 / 2017
Новости отрасли
Тарифная надбавка в 2018 г. может быть не плоской, а вводиться по направлениям - РЖД

Целевая надбавка к грузовым ж/д тарифам (в пределах 2%) в 2018 году может оказаться не "плоской": руководство ОАО "Российские железные дороги" обсуждает с регуляторами идею отдельных "инвестиционных наценок" на некоторых направлениях в пределах этой же цифры.

"В этом году у нас - надбавка за капитальный ремонт, в следующем году может быть по-разному - это механизм, в том числе, определения приоритетов внутри РЖД. Если мы все посчитаем нужным увеличить объем капитального ремонта, мы, может быть, в следующем году еще на один год какую-то составляющую (попросим - ИФ) продлевать. А может быть, и не нужно будет ее продлевать, поскольку ряд факторов влияет на принятие решений, в том числе структура груза. Вот, у нас, вроде бы, грузооборот вырос почти на 8%, а прирост выручки идет на 1%. А должны были бы вырасти на "объем грузооборота плюс индексация тарифа". Более того, из тех денег, которые мы зарабатываем на росте грузооборота, большой объем - оборотные. Поэтому по структуре мы и посмотрим, как правильно подходить", - заявил президент РЖД Олег Белозеров на брифинге в рамках форума "Стратегическое партнерство 1520" в четверг.

Федеральная антимонопольная служба РФ ранее предложила сохранить в 2018 г. 2%-ную целевую тарифную надбавку, перенаправив дополнительные доходы от нее не на капитальный ремонт пути, а на содержание локомотивов. Министерство транспорта РФ заявило, что не против такого решения, но для этого, в частности, монополия должна доказать, что без такой надбавки у нее не будет средств на обслуживание локомотивов.

На это вице-президент РЖД Олег Валинский в кулуарах форума заявил, что наличие таких средств будет зависеть от динамики погрузки в 2017 г. По итогам января-мая рост составляет 3,8%, тогда как официальный прогноз в целом по этому году остается в финансовом плане компании на уровне 0,6%, сообщал в среду старший вице-президент РЖД Вадим Михайлов. Правда, он может быть скорректирован в сентябре. При этом в конце мая О.Белозеров говорил, что, по мнению компании, 2% целевой допиндексации можно было бы пустить на проекты "БАМ/Транссиб".

При этом на брифинге в четверг глава РЖД заявил, что компания "с прошлого года" прорабатывала идею "инвестиционных тарифов". "Инвестиционная составляющая в тарифе у всех других монопольных отраслей есть, у нас - нет", - отметил он. Четко говорить о возможных параметрах этих надбавок топ-менеджер затруднился. "Я думаю, "сырая оценка" - в районе 2%. Мы смотрим сейчас, хотим, чтобы грузоотправители не теряли на перевозке, а и развивались, в том числе, в своих инвестиционных программах - мы тогда получим дополнительный груз. При этом наша основная задача - сбалансировать нашу программу по развитию. И мне кажется, что этот баланс будет где-то в районе 2%, но на какие-то конкретные направления", - сказал он.

"Посмотрели, на что было бы целесообразно направить (эти средства - ИФ). Мне кажется, "БАМ/Транссиб" - хорошее направление. Туда большой прирост идет перевозок в последнее время, и у нас там возникают проблемы. Тем более там капитальный ремонт в этом году будет в очень большом объеме, а приведение (путей - ИФ) в нормальное состояние нам тоже уже дает нормальный результат по скоростям и по пропускным возможностям ", - отметил он. Кроме того, по его мнению, средства можно было бы направить на подходы к портам - "дополнительные, не те, которые мы уже на сегодняшний день заложили". "Все, что мы хотели бы совместно предлагать, это должно быть деньгами к дополнительному развитию возможностей по определенным направлениям", - отметил глава РЖД.

"Принцип вот этой инвестиционной наценки - какой он был бы справедливым, всем платить или индивидуально - мы сейчас обсуждаем. Смотрим, как это можно было бы вычленить, как это соотносится с капитальным ремонтом (целевой надбавкой - ИФ)", - добавил О.Белозеров. "При этом считаем, что не просто тарифы "+2%", а как в этом году по капитальному ремонту (нужно расписать - ИФ) - куда (пойдут деньги - ИФ), с какой целью и что "Российские железные дороги" за это должны обеспечить. Мне кажется, это очень хороший целевой механизм", - заявил он.

"Мы сейчас как раз обсуждаем с ФАС, методика подготовлена, расчеты сделаны, есть разные варианты. Я пока не знаю, какой вариант мы примем. Мы сейчас обсуждаем эту тарифную составляющую: я думаю, что на 5-7 лет мы должны будем постараться на какие-то вопросы ответить", - заметил руководитель монополии, посетовав, что сейчас в РФ нет "построения независимой системы ценообразования" в ж/д отрасли.

Эту тему РЖД обсуждают и с грузоотправителями. Одна из таких встреч, по словам О.Белозерова, состоялась в среду. "Когда все вместе, не один на один с отдельным предприятием, я им говорю: у нас же общий ж/д рынок, вот кто-то просит себе преференции, пожалуйста, выскажитесь при всех, как мы эти преференции дальше должны будем закрыть внутри нашего баланса. Вот сидят другие коллеги - они за это доплатить должны? Вот такие балансы мы с ними и ищем, в том числе и по тарифным составляющим", - сказал топ-менеджер.

Кроме того, в ходе брифинга в четверг глава "Российских железных дорог" высказался об идее инфраструктурной ипотеки. "В моем понимании это очередной шаг: нам дадут законодательную возможность объединить финансово-технологические усилия. Риски дополнительно можно будет разделить. Какие-то усилия дополнительно сложить. Будет ли применяться? Точно будет. Где и в чем - сейчас посмотрим, как это будет описано в законодательстве", - сказал топ-менеджер.

"Считаю, что это для нас, железных дорог, могло бы стать достаточно серьезным прорывным действием. Если развести риски между управлением и инвестором. Как эти механизмы (ипотеки - ИФ) описаны, считаю, что нам в железных дорогах инвестиции можно было бы привлечь гораздо больше. Этот механизм мог бы позволить запустить какие-то дополнительные проекты", - добавил он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс08.06.2017