29-07-20 / 2020
Новости отрасли
Тарификация своп-контейнеров в России тормозит развитие рынка

В Россию западные танк-контейнеры начали заходить еще с 80-х годов прошлого века с импортными грузами, но наиболее широкое использование получили в двухтысячных годах - сначала как замена железнодорожной цистерне в виду своих преимуществ , таких как внутренний котел из нержавейки, пароподогрев, изоляция, а затем как полноценный способ перевозки наливных грузов в импортно-экспортном и внутреннем российском сообщении. Естественно, данная модель транспорта стимулировала развитие рынка. Российские заводы начали постепенно адаптировать свои эстакады под приемку/отправку танк-контейнеров, началось зарождение культуры моек и депо, началось развитие нормативной базы под такой вид оборудования.

На текущий момент в мире имеется больше 650 тысяч танк-контейнеров, которые представлены, в основном, 20- футовыми стандартизированными ISO танк-контейнерами с объемом котла до 27 м3 (чаще всего используются танк-контейнеры кубатурой 26 м3 как оптимальное сочетание крепости конструкции, изоляции и объема цистерны). Однако, кроме них на рынке также присутствуют танк контейнеры типа SWAP-BODY в количестве около 100 тыс. единиц, о которых мы бы хотели поговорить в деталях.

SWAP-BODY танк-контейнер (своп-контейнер) – это контейнер, имеющий 20-футовую раму и цистерну, выступающую по длине за угловые фитинги. Цистерна имеет длину 7,15-7,82 метра (22-23 фута) и объем 31-37 кубических метров. Чаще всего своп-контейнеры имеют объем 35 м3. Преимущество дополнительных 9 кубических метров по сравнению с обычными танк-контейнерами дает серьезную экономию для перевозки различных продуктов с удельной плотностью около 0,8 кг/м3. К таким грузам относятся спирты, растворители и другие легкие продукты. Возьмем для сравнения загрузку в 26-кубовый танк продукта с плотностью 0,7 кг/м3

- норма загрузки будет равна 17,3 т, а в случае использования своп-контейнера - уже 23,3т, что дает экономию в 6 тонн на одном танк контейнере. Это серьезная оптимизация перевозки легких продуктов.

На сегодняшний день рынок SWAP-BODY танк-контейнеров показывает уверенный рост по всему миру как оптимальный вариант для перевозок автомобильным и железнодорожным транспортом. Важно отметить, что перевозки SWAP-BODY по морю снижаются на фоне повышения фрахтов и заполненности судов (SWAP-BODY нельзя поместить в один сток с 20-футовыми контейнерами из-за его размеров).

В России перевозки СВОП-контейнеров железнодорожным транспортом практически отсутствуют по причине применения для них заградительных тарифов.

03 октября 2014г. на тот момент вице-президентом ОАО "РЖД" Салманом Бабаевым была подписана телеграмма №15053, в которой прописано правило применения повагонной тарификации к танк-контейнерам которые:

1. Имеют массу брутто более 30.48 тонн (а таких танк-контейнеров в ISO размере большинство на рынке и только произведенные в 1990-1992 годах танк-контейнеры имели "проходную брутто массу") .

2. Имеют длину 24-26 футов и не соответствуют ISO 668:1195.

Распоряжение привело к одномоментной и полной остановке отправок порожних и груженых своп-контейнеров на всей сети ОАО "РЖД".

Через небольшой промежуток времени, 17 ноября 2014г. телеграммой №17473 отменен запрет, касающийся массы брутто контейнеров, но по второму пункту заградительный повагонный тариф при отправке своп-контейнеров остался действующим.

На текущий момент в РФ имеются условия для перевозки данных типов танк-контейнеров: разработаны проекты модернизации по дооборудованию дополнительными фитинговыми упорами существующих моделей платформ 13-1223-03, 13-2116-03 для безопасной перевозки 2 своп-контейнеров, также налажен выпуск новых платформ модели 13-1223-04, позволяющих перевозить по 2 своп-контейнера на платформе. Необходимые изменения внесены в правила перевозок грузов во внутрироссийском и международном сообщении. Данные условия позволяют возобновить перевозки своп-контейнеров железнодорожным транспортом при внесении изменений в тарифное руководство.

Согласно принятому 18 декабря 2019 г. приказу Министерства транспорта России №405 контейнерными отправками должны приниматься к перевозке контейнеры, не выходящие за пределы основного габарита погрузки. В эту категорию попадают и своп-контейнеры, но изменения по их тарификации контейнерными отправками до сих пор не согласованы и не внесены в действующий прейскурант.

К сожалению, несмотря на достаточно долгий срок, который прошел с момента ввода заградительного тарифа для своп-контейнеров, участники рынка пока не видят действенных мер со стороны ОАО "РЖД", направленных на возобновление перевозок своп-контейнеров в России.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер29.07.2020