01-08-14 / 2014
Новости отрасли
Тариф срывает стоп-кран

Мораторий на расценки естественных монополий не будет иметь последствий для рынка вагонов. Введенный в этом году запрет на повышение тарифов естественных монополий, в частности на железнодорожные перевозки, не окажет серьезного негативного влияния на бизнес компаний-операторов вагонных парков и их инвестиционные программы. Замгендиректора "Уралвагонзавода" Андрей Шленский заявил "РГ", что не видит причин, по которым "заморозка" железнодорожных тарифов может как-то негативно повлиять на доходность операторского бизнеса и на инвестиционные планы операторов, если, конечно, таковые у них есть.

- Вовсе не тарифы естественных монополий могут таить в себе основную угрозу инвестиционным программам операторов, - отметил он. - Сейчас из-за профицита вагонов на сети резко упали ставки на грузовые перевозки. И здесь тарифы монополий ни при чем - страдает вагонная составляющая. Если в лучшие времена средняя плата за пользование полувагоном доходила до 1,5 тыс. руб.

в сутки, то сегодня она составляет в среднем 500 рублей. И чтобы у операторов появились ресурсы для инвестиций, надо срочно отставлять из эксплуатации лишние вагоны.

Генеральный директор компании "Альянс Восток-Запад" Виталий Момот также заявил, что доходность и инвестиционная активность его компании не зависит от тарифов железнодорожников.

- Если они поднимут свои тарифы, я ровно настолько же подниму свои ставки для клиентов и ничего не потеряю. Если бы мне тариф снизили, я бы все равно свой тариф не отпускал, потому что спрос на услуги рефрижераторных перевозок только в этом году вырос на 50%. Другое дело, как наша ценовая политика отражается на конечной цене той же дальневосточной рыбы в магазине. Замечал, что, когда мы поднимаем расценки на ее перевозку на 10%, в магазине она дорожает на 20-30%. В общем, я все свои расходы перекладываю на клиента. А вот те операторы, которые заняты перевозкой угля, руды, зерна, такой возможности не имеют, потому что они обслуживают экспортные грузопотоки, и цена на их грузы фиксируется международными биржами. Они, конечно, потеряют в марже, если железнодорожники повысят для них свои расценки. Но пока речь идет о заморозке тарифов, они ничего не теряют.

Генеральный директор компании "УВЗ-Логистик" Дмитрий Еремеев сообщил "РГ", что сегодня вообще у многих операторов инвестпрограммы находятся в "подвешенном" состоянии, что связано с неопределенностью относительно продления-непродления сроков эксплуатации вагонов.

- Очевидно, что ситуация с продлением ресурса должна быть решена таким образом, чтобы во многом искусственно созданный профицит вагонов с "продленкой" в операторских парках был устранен, - отметил он. - Тогда и можно ожидать оживления инвестиционной активности у операторов. Второй драйвер инвестиций - это появление ясности с инновационными вагонами. Когда минпромторг наконец определится с их концепцией, а ФСТ - со скидками на их порожний пробег, тогда и можно ожидать корректировки в сторону повышения операторских инвестпрограмм.

Вице-президент Объединения производителей железнодорожной техники Антон Зубихин подчеркнул, что решение о заморозке железнодорожных тарифов окажет существенное негативное влияние на производителей локомотивов, основным покупателем которых и является естественная монополия.

- На следующий год железнодорожники планируют у себя существенное сокращение инвестиционной программы, что неизбежно отразится и на рынке тягового подвижного состава, - отметил он. - Ожидается падение не менее чем на 20% расходов на закупку локомотивов, что является прямым следствием отсутствия индексации на грузовые перевозки. Руководители локомотивостроительных компаний не так давно направили письмо в правительство с предложением перейти на новые схемы поставок локомотивов в форме лизинга и просьбой оказать государственную поддержку в реализации этого проекта в виде субсидирования лизинговой ставки. Пока же видны следующие последствия отказа от индексации тарифов железнодорожников: они существенно снизили свою инвестиционную деятельность, особенно в сфере обновления локомотивного парка. А это уже приводит к серьезным проблемам и для локомотивостроителей. Сегодня они ищут различные формы господдержки, чтобы спасти отрасль.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Российская газета 01.08.2014