02-09-21 / 2021
Новости отрасли
Тариф РЖД: скидок не предвидится

Удовлетворенность стоимостью услуг ОАО "РЖД" в II квартале 2021 года составила 56 баллов по 100-балльной шкале. По сравнению с предыдущим периодом показатель уменьшился на 1 пункт, однако по отношению к II кварталу 2020 года продемонстировал рост на 4 пункта.

"Стабильность все-таки дорогого стоит, особенно с учетом роста цен в масштабе страны на электроэнергию, газ, черные металлы и многие другие позиции, необходимые в промышленном производстве", – отмечает позитивно настроенный респондент.

Впрочем, многие уже просто привыкли приспосабливаться к существующему уровню тарифов РЖД, и он вполне укладывается в их расчеты и планы. "Тариф регулируется государством, и фиксированная плата в течение года – весьма положительный момент, хотя размер ее и не очень радует. Но мы привыкли. Сейчас больше беспокоит поведение операторов", – добавил другой респондент.

Часть грузовладельцев оставили свои оценки без изменений, объяснив свою позицию тем, что хоть тарифы не менялись, но скидок не было ни на одном из направлений. "РЖД – не та организация, чтобы раздавать скидки", – усмехнулся один из респондентов и добавил, что поскольку у щебеночников сезон перевозок короткий, к нему со стороны РЖД следовало бы заранее подготовиться, выделить мощности и подвижной состав, но этим никто специально не занимается, выкручивается сам клиент. "У нас, конечно, что-то идет автотранспортом, но при его использовании в логистической схеме в любом случае выходит не менее двух перегрузов, поэтому мы его привлекаем по минимуму", – добавил респондент.

Впрочем, перегруз усложняет процесс транспортировки и на железной дороге. Как рассказал один из отправителей, на одном из его карьеров на Южном Урале появился крупный клиент – турецкая строительная компания, которая выкупила весь объем добываемого щебня на 3 года вперед. При выкупе объемов турецкие управляющие посчитали расходы на логистику и выяснили, что на расстояние 300-400 км стоимость перевозки по РЖД и автотрассам примерно одинаковая, но в варианте с РЖД в цепочку включается перегруз на станции, неизбежный для дальнейшей доставки до точки строительства. А это очень сильно тормозит проект по времени. К тому же и парк грузовых автомобилей у клиента собственный. Естественно, заказчик выбрал автотранспорт. "Таким образом, с железной дороги ушел объем около 1 млн т щебня в год", – вздохнул представитель строительного сектора.

Кроме того, отправителей беспокоит тот факт, что ОАО "РЖД" с завидным упорством периодически вбрасывает на рынок какие-то инициативы, которые ведут к дополнительной индексации существующих тарифов. "Например, надо повысить тариф для перевозки металлов на восток, так как металлурги увеличили отпускные цены на свою продукцию, – говорит респондент. – Конечно, что и по какой цене везти по железным дорогам – решать правительству. Но будет ли это хорошо для рынка, если перевозчик будет постоянно просить у правительства дополнительную индексацию?"

По мнению клиентов, все повышающие индексы уже зашиты в тариф и остаются там, хотя было обещано, что это временно. "Почему монополист должен каждый раз что-то отжимать, когда рынок просто отыгрывает отложенный спрос? Если не давать грузоотправителям оправиться от потерь, рынок может рухнуть, как в 2008 году", – заметил отправитель. "Уровень тарифа для нас высокий. Но это еще не все: у РЖД есть лазейки для введения дополнительных услуг, которые ранее входили в тариф, но теперь выделяются как отдельно тарифицируемые. Расцениваем это как скрытый рост тарифа", – добавил другой. Собственно, в этом и кроется причина того, что рассматриваемый показатель исследования недосчитался по итогам II квартала 1 пункта.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер02.09.2021