27-11-19 / 2019
Новости отрасли
Тариф притормозят приказом

Федеральная антимонопольная служба России в четверг опубликовала приказ о корректировке долгосрочных тарифов на перевозку грузов для ОАО "РЖД" до 2025 года. Регулятор предлагает начиная с 2020 года незначительно снизить темпы роста цен на перевозку. В РЖД полагают, что решение мотивировано желанием сдерживать инфляцию тарифным регулированием. Тарифы для ОАО "РЖД" утверждаются не ФАС, а Правительством РФ. При этом, естественно, учитываются мнения разных ведомств, в том числе и приказы ФАС. Именно правительство дало антимонопольному ведомству задание разработать долгосрочную стратегию изменения тарифов на железнодорожные перевозки. В 2017 году ведомство предложило план роста тарифов с 2019 по 2025 год, утвержденный приказом ФАС. Но не прошло и года, как его решили пересчитать. В ФАС сообщили, что пересчет произведен в связи со снижением темпов инфляции по наблюдениям за последние два года и прогнозам на два года вперед, а снижение темпов тарифного роста не приведет к сокращению инвестиционных программ РЖД.

Суммарный рост тарифов до 2025 года должен был составить 25,07%. А по новому приказу – 22,37%, то есть на 2,7% меньше. Общая сумма выпадающих в этом случае за пять лет доходов примерно 41 мдрд руб.

По годам изменения выглядят так. В 2020 году индекс роста тарифов на грузоперевозки составит 3,5% вместо ранее установленных 3,6%, в 2021-м – 3,7% вместо 3,9%, в 2022-м – 3,6% (ранее планировалось 3,8%), в 2023 году рост грузового тарифа составит 3,8% (а не 3,9%). А в 2024 и 2025 годах по новому плану надбавки к тарифам останутся без изменений – 3,9%.

Логику регулятора для "Гудка" пояснил заместитель начальника Правового департамента РЖД Алексей Васильев. По его словам, согласно позиции антимонопольного органа тарифы индексируются по формуле "инфляция минус". То есть рост тарифов должен быть медленнее, чем рост инфляции. Принятые решения соответствуют этой позиции. Это сделает железнодорожные грузоперевозки более доступными.

"С мнением регулятора трудно спорить, ведь иначе тарифы могут просто разгонять инфляционные процессы. Кроме того, речь идет только о регулируемом секторе тарифообразования. В остальных секторах не запрещено устанавливать тарифы с учетом инфляционных рисков", – сказал Алексей Васильев.

В Департаменте методологии тарифообразования, экспертизы, анализа и применения тарифов в области грузовых и пассажирских перевозок ОАО "РЖД" для "Гудка" уточнили, что реальной бесспорной величиной является только индекс роста тарифов на 2020 год – 3,5%. Индексы на последующие годы в значительной степени носят расчетный, прогнозный характер. "Есть план повышения грузовых тарифов на несколько лет. Обоснованное изменение тарифного показателя на 2020 год автоматически ведет к перерасчету индексов на все последующие годы", – уточнил начальник отдела экспертизы тарифных решений и совершенствования тарифов Михаил Варгунин.

Однако в случае изменения темпов инфляции индексы роста тарифов начиная с 2021 года могут быть скорректированы вновь.

Не все согласны с мнением, что сдерживание тарифов перевозчика благоприятно отразится на инфляции. Поскольку ее подстегивают сейчас иные факторы, а не транспортные расходы грузовладельцев.

"Не стоит забывать, что нам еще подняли НДС на 2%, поэтому расходы для конечного покупателя в любом случае будут расти. Общая цифра роста цен за доставку продукта получится совсем иная, более тревожная, чем озвученная ФАС", – считает директор по проектам ООО "Аврора Логистикс" Виталий Ильченко.

При этом, по словам Виталия Ильченко, "ввиду низкой платежеспособности клиентов ставки операторов будут оставаться на пределе рентабельности".

Директор по оперативной работе и управлению собственным подвижным составом ООО "Первый промышленный оператор" Станислав Петров не считает, что решение ФАС серьезно отразится на рынке грузоперевозок. "Изменение планов по росту тарифов на 0,1–0,2% – стандартная процедура, в ней нет ничего особенного", – сказал он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок27.11.2019