27-04-15 / 2015
Новости отрасли
Тариф нагрузят текущим отцепочным ремонтом

Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО "РЖД", действующий при правительственной комиссии по транспорту, считает целесообразным включить в железнодорожные тарифы стоимость текущего отцепочного ремонта (ТОР).

Совет потребителей на заседании 16 апреля рассмотрел соответствующие предложения своего профильного комитета. По мнению его участников, существующая система ТОР имеет ряд серьезных недостатков, основным из которых является ее нацеленность на "увеличение количества ремонта". Текущий отцепочный ремонт в первую очередь призван обеспечить безопасность перевозок и поддержать вагон в работоспособном состоянии в межремонтный период. "Однако эксперты выражают опасения, что с введением внутри холдинга "РЖД" плана по объемам проведенных ТОР на первое место может выйти задача получения дохода от этого вида деятельности, а не обеспечение бесперебойной перевозки", - говорится в сообщении.

В ходе заседания эксперты также отметили, что при значительном росте количества вагонов, забракованных в межремонтный период, существенной модернизации и автоматизации в способах выявления неисправностей и их устранения не наблюдается. "Фактически неисправности выявляются при осмотре вагона работниками инфраструктуры. То есть, с одной стороны, высок человеческий фактор, с другой стороны, этот принцип полностью непрозрачен и позволяет практически бесконтрольно браковать столько вагонов, сколько потребуется. Даже имеющиеся средства автоматизации имеют большой коэффициент погрешности, а доступ к их показаниям для владельцев и пользователей вагонов закрыт", - подчеркивают в Совете потребителей РЖД. Из-за этого стоимость содержания подвижного состава в межремонтный период уже нередко превышает стоимость проведения плановых видов ремонта, отмечает совет.

Совет потребителей предлагает ОАО "РЖД" совместно с СРО НП "Совет операторов железнодорожного транспорта" (СОЖТ) проработать вопрос об изменении принципов и порядке определения своих цен на работы в рамках ТОР и технического обслуживания грузовых вагонов. А после обсуждения данного вопроса на двух комитетах итоговые результаты еще раз обсудить на заседании СП и проголосовать. Затем предложения в окончательном виде намечено вынести на рассмотрение правительственной комиссии по транспорту.

Со своей стороны, в ОАО "РЖД" пообещали изучить целесообразность этой меры, признавая, что она тесно связана с темой повышения качества текущего отцепочного ремонта. В компании также обеспокоены тенденцией увеличения количества выполненного ТОРа на сети. Однако для того, чтобы сформировать объективное видение, необходимо тщательно проанализировать причины, которые приводят к отцепочному ремонту. "На данный момент даже использование новых вагонов создает риски аварий и крушений из-за некачественной продукции", - отметил представитель ОАО "РЖД". В связи с этим, как пояснили в компании, пришлось ужесточить требования как к осмотру, так и к техническому состоянию вагонов.

То, что необходимо менять систему подходов в сфере текущего отцепочного ремонта, признают и участники рынка транспортных услуг. Например, старший вице-президент ОАО "СГ-транс" Сергей Калетин на круглом столе "Способы выживания вагоностроителей и вагоноремонтников в условиях падения спроса", организованного журналом "РЖД-Партнер" в рамках выставки "ТрансРоссия", заявил о том, что в условиях наступившего кризиса вагоноремонтные предприятия заинтересованы не столько в обеспечении бесперебойной перевозки, сколько в получении прибыли от данного вида деятельности.

В подобных условиях включение в железнодорожный тариф стоимости текущего отцепочного ремонта может привести к удорожанию перевозок для грузовладельцев, считает советник генерального директора - начальник управления по транспорту ОАО "Северсталь" Сергей Нарышкин.

И это одна из причин того, что услуги по текущему отцепочному ремонту, согласно многочисленным совещаниям и совместным постановлениям Минтранса, Минэкономразвития и ФАС, должны стать регулируемыми, полагает генеральный директор ООО "БалтТрансСервис" Владимир Прокофьев. "Но, к сожалению, несмотря на многочисленные постановления и решения, ФСТ до сих пор не предприняло никаких действий в этом направлении", - сказал он.

Если говорить о включении ТОР в железнодорожный тариф, то, по мнению В. Прокофьева, необходимо соблюсти несколько ключевых условий. Во-первых, включить в тариф все услуги, связанные с ремонтом, иначе остается возможность для дальнейших поборов с операторов. Во-вторых, следует обоснованно посчитать стоимость ТОРа, для чего нужно создать независимую комиссию, которая должна проанализировать и обосновать стоимость этой услуги. "Проблема в том, что предложения, сделанные ОАО "РЖД" несколько лет назад, были в 11-12 раз выше, чем в расчетах, выполненных специалистами нашей компании. И было бы неплохо дифференцировать эти услуги по роду вагонов", - резюмировал В. Прокофьев.

Несмотря на то, что между участниками рынка возникла дискуссия о том, к каким последствиям приведет включение ТОР в железнодорожный тариф, тем не менее многие из них сходились во мнении: при определенных условиях такая новация может оказаться полезной. Например, как считает руководитель отдела железнодорожной логистики ООО "Мется Форест Санкт-Петербург" Андрей Малевский, это может снизить риски неподтвержденных отцепок вагонов.

По его словам, в последнее время на сети РЖД увеличилось количество отцепок вагонов в текущий ремонт. Грузовладельцы обеспокоены тем, что при этом возросло и число необоснованных отцепок. "Слишком много случаев, когда в основе лежат причины, которые потом не подтверждаются при проверках, - заметил А. Малевский. - Это оборачивается дополнительными расходами на железнодорожные перевозки".

Кроме того, по его мнению, следовало бы дифференцировать тарифы не только в зависимости от типа вагонов, но и в зависимости от их возраста.

В СОЖТ считают, что из тарифа необходимо исключить оплату технологических неисправностей и повреждений, возникших не по вине перевозчика и инфраструктуры. Но при этом нужно сохранить существующий порядок, при котором обеспечение дорогостоящими номерными запасными деталями производится через централизованный договор с ОАО "РЖД" (в частности, речь идет о номерных крупногабаритных деталях тележек, колесных парах).

Выдвинут также еще целый перечень предложений, которые предстоит оценить.

Не случайно в конце 2014 года в партнерстве создана рабочая группа, которая будет заниматься проведением комплексной оценки ожиданий от регулирования процедур ТОРа, их реализуемости с точки зрения государственного регулирования, возможных позитивных и негативных последствий, отметил исполнительный директор СРО НП "СОЖТ" Дмитрий Королев.

Одной из задач рабочей группы является составление перечня работ, запчастей и комплектующих, которые могут быть включены в регулируемую услугу текущего отцепочного ремонта и оплачиваться отдельно.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру27.04.2015