10-08-15 / 2015
Новости отрасли
Тариф «Квартальный»

Федеральная антимонопольная служба придумала, как можно снизить нагрузку на потребителя. Идея заключается в том, чтобы перейти на поквартальный график ценообразования.ФАС предлагает изменить схему индексации стоимости услуг естественных монополий. В самом ведомстве предложение называют революционным. "Оно заключается в том, чтобы индексировать тарифы естественных монополий поквартально, но более низкими темпами", – пояснил начальник управления контроля электроэнергетики и теплоснабжения ФАС Виталий Королев.

При этом в антимонопольной службе уверены, что итоговое повышение годовых тарифов останется неизменным и даже может снизиться за счет того, что компании получат необходимый объем средств раньше, чем при индексации раз в год сразу на 10–15%.

Впрочем, детально прорабатывать вопрос в ФАС намерены после объединения с Федеральной службой по тарифам и по итогам тарифной кампании 2015 года.

В ОАО "РЖД" считают, что для серьезного обсуждения инициативы нужно ее подробное обоснование. Однако уже сейчас, даже на стадии предложения, в схеме видны моменты, которые могут привести к негативным последствиям. По мнению первого заместителя начальника департамента по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политике ОАО "РЖД" Александра Хатьянова, необоснованное снижение тарифной нагрузки на грузоотправителей приведет всего лишь к сокращению доходов железнодорожного транспорта. "Если кто-то выиграл, значит, кто-то и потерял, – говорит Александр Хатьянов. – Тарифная политика должна иметь хоть какую-то стабильность, а менять размер индексирования раз в три месяца нерационально".

В Совете операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) также усматривают в предлагаемой схеме определенные риски. Основной из них – это невозможность долгосрочного планирования перевозок по железной дороге именно в связи с "нестабильностью" ценообразования. В итоге возможны проблемы с заключением долгосрочных контрактов.

Кроме того, в СОЖТ обратили внимание на то, что сейчас существует механизм "тарифного коридора". То есть у РЖД есть функции по формированию части тарифов в установленных ценовых пределах, чтобы оперативно реагировать на конъюнктуру рынка.

"И если по отдельным видам перевозок требуются оперативные решения, то они возможны именно в рамках этого механизма", – отметили в СОЖТ.

Однако в ФАС пока нет точного понимания того, будет ли сохранен такой вариант. Как считает заместитель начальника Управления контроля транспорта и связи ФАС России Наталия Яковенко, "делать выводы о достаточности этого инструмента для оперативного реагирования на конъюнктуру будет целесообразно по итогам анализа практики применения "тарифного коридора".

В то же время ведомство намерено усилить давление на естественные монополии и индексацию тарифов для них планирует проводить по результатам выполнения компаниями программ снижения издержек.

Впрочем, некоторые эксперты усматривают в инициативе антимонопольной службы лишь желание "перетянуть на себя одеяло", причем в том секторе, на который ее компетенция не распространяется.

"На мой взгляд, это попытка подчеркнуть свою значимость, особенно после вхождения ФСТ в структуру ФАС. Для этого пытаются что-то изобретать, вместо того чтобы действительно заниматься анализом конкурентного рынка не только в небольших сегментах, а в целом на транспорте", – говорит генеральный директор "Желдортранса" Сергей Чаплинский.

К примеру, при анализе контейнерных перевозок ФАС оценивает конкуренцию внутри железнодорожного транспорта, не учитывая, что основной конкурент в этом сегменте рынка – автомобильный транспорт. А это приводит к большим проблемам.

"В результате непонятно, есть ли вообще необходимость в существовании антимонопольной службы, так как в обязанности Министерства транспорта входит развитие конкуренции на различных видах транспорта. То же самое в электроэнергетике, где также есть профильное ведомство", – отметил Сергей Чаплинский.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок10.08.2015