04-06-15 / 2015
Новости отрасли
"Таманные" перспективы

Реализация проекта строительства порта Тамань неоднократно ставилась под сомнение в течение 2014 года. Однако недавно был проведен очередной тендер - и строительство продолжается. Каковы перспективы для развития порта?

Федеральная дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы определила подрядчика для разработки проектной и рабочей документации по строительству и реконструкции морского пункта пропуска Тамань. Им стало ЗАО "ИБС". Отметим, что в конкурсе участвовало три компании, победитель был определен 29 мая 2015 года.

Выигравшая конкурс организация должна завершить работы в течение 15 месяцев с момента подписания договора. Сумма контракта составила 36,4 млн руб. из возможных 36,6 млн, согласно информации, размещенной на портале госзакупок.

Споры о необходимости расширения объекта возникли с присоединением Крыма. Тогда эксперты заявляли, что после вхождения Крыма в состав РФ строительство нового порта в Тамани не требуется, так как у России появилось пять новых глубоководных портов. В связи с этим возникло мнение, что тратить дополнительные средства на развитие Тамани нецелесообразно. Напомним, что советник президента России по экономическим вопросам Андрей Белоусов предложил перенаправить средства в размере 71 млрд руб., которые государство планировало выделить на строительство порта Тамань, на развитие транспортной инфраструктуры Крыма, а строительство порта отменить. Этот вопрос обсуждался на самом высоком уровне. Финансирование объекта было скорректировано, но стройка продолжилась.

Напомним, что порт Тамань будет строиться на основе государственно-частного партнерства. В Минтрансе России уверены, что он необходим для транспортной системы страны.

"Рано или поздно, вне зависимости от перспектив деятельности или улучшения инфраструктуры других портов Азово-Черноморского бассейна, без нового порта такого качества и подходов к нему говорить о том, что мы будем представлять великую морскую державу на этом направлении, невозможно, - отметил в своем выступлении министр транспорта Максим Соколов. - Поэтому стратегическая задача строительства порта Тамань присутствует не только в нашей долгосрочной стратегии до 2030 года, но и уже в нашей оперативной работе на ближайший период".

Напомним, Минтранс России выбрал организационно-правовую схему для проекта развития сухогрузного района порта Тамань, при которой концессионером выступит государственная управляющая компания "РМП-Тамань". Ввод в эксплуатацию первой очереди гавани запланирован на I квартал 2019 года.

Сегодня частными инвесторами уже построено несколько терминалов. Среди основных инвесторов гавани: ОАО "ТольяттиАзот", ЗАО "Таманьнефтегаз" и ООО "Пищевые ингредиенты", которым принадлежат терминалы суммарной мощностью до 20 млн т в год.

Тамань сыграет ключевую роль в развитии Юга России, считает ведущий специалист TMBC Logistics Ltd Александр Булыгин. "Перспективным для порта Тамань станет, например, создание ро-ро инфраструктуры", - подчеркивает он.

По наблюдениям А. Булыгина, порт Новороссийск работает на пределе своих возможностей. "Увеличению грузопотока способствовали как смещение торговли в пользу стран Ближнего Востока и Турции на фоне слабого рубля и снижение объемов торговли со странами ЕС, так и уход ряда российских экспортеров из портов Украины по политическим соображениям", - полагает он.

По словам А. Булыгина, создание новых и расширение существующих перерабатывающих мощностей на Юге России может сформировать необходимую порту Новороссийск конкуренцию, на фоне которой возникнут условия для диверсификации деятельности морских портов.

Однако старший аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков считает, что вряд ли порты Крыма смогут составить серьезную конкуренцию Новороссийску или Тамани. Зато, по его мнению, при наличии грузовой базы инвесторы будут готовы вложиться в строительство терминалов в Тамани даже без финансирования со стороны государства.

С самого начала, по словам директора ООО "Новотранс Юг", члена президиума генсовета "Деловой России" Михаила Розенфельда, порт Тамань рассматривался в качестве важного элемента российского международного транспортного коридора Север - Юг. Создание транспортной и инженерной инфраструктуры на Таманском полуострове для обеспечения функционирования морских терминалов стало важной государственной задачей.

"Проект морского порта Тамань по перевалке аммиака, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов (СУГ) дополнен строительством крупного сухогрузного района. Порт Тамань в 2015-м должен уже иметь грузооборот в 30 млн т грузов в год", - прогнозирует он.

Морские порты Краснодарского края являются главным выходом России в страны Средиземноморья и обеспечивают до 40% грузооборота всех российских портов. Всего в регионе 9 морских портов: Новороссийск, Тамань, Туапсе, Кавказ, Ейск, Темрюк, Сочи, Геленджик, Анапа. За прошлый год их грузооборот вырос на 10,4%, в том числе в порту Тамань - на 7,3%. За 4 месяца 2015-го грузооборот Тамани сохранился на прошлогоднем уровне и составил 3,9 млн т. Предполагается, что к 2025 году объем перевалки составит 94 млн т сухих грузов в год.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру04.06.2015