18-06-15 / 2015
Новости отрасли
Таллинский порт: как сменить приоритеты, не изменяя себе

Сокращение транзитных грузопотоков в Таллинском порту привело к некоторому изменению вектора его деятельности, а также послужило мощным стимулом для развития пассажирского бизнеса. О перспективах порта и новых тенденциях его развития рассказывает председатель правления компании Tallinna Sadam (Таллинский порт) Айн Кальюранд.

- Г-н Кальюранд, несмотря на снижение грузооборота порта в 2014 году, его дивиденды государству выросли...

- Действительно, в прошлом году порт отработал по грузообороту в минусовой динамике (как, в принципе, и в I квартале текущего года), однако отрицательные показатели грузооборота, к счастью, не сказались на его доходах, которые в 2014-м составили €110,8 млн (чистая прибыль - €38,3 млн).

Дивиденды, выплаченные портом государству, за 2014 год выросли до €53,1 млн с учетом НДС, порядка половины из них составляют поступления от судозаходов и пассажирских паромных и круизных перевозок, вторая половина - от операций, связанных с обработкой, хранением и перевалкой различных грузов.

- То сеть сейчас порт делает ставку на развитие пассажирского бизнеса. Какие шаги планируется предпринять в этом направлении в краткосрочной перспективе?

- В 2014-м мы сдали в эксплуатацию второй круизный причал, мощность которого позволяет принимать крупнейшие лайнеры (длиной до 340 м и вместимостью 4 тыс. пассажиров). В итоге по пассажиропотоку Таллин в прошлом году занял третью позицию в регионе после портов Хельсинки и Стокгольм. Делая ставку на этот бизнес, в 2015-2016 гг. мы планируем инвестировать в различные проекты по развитию инфраструктуры пассажирских перевозок около €70 млн.

- Как именно изменится причальная инфраструктура для круизных и паромных пассажиров?

- В 2014 году пассажиропоток Таллинского порта составил 9,6 млн человек, в 2015-м мы ожидаем около 10 млн, в том числе около 500 тыс. круизных туристов. И нашей важнейшей задачей является комфорт пассажиров. В этой связи решено инвестировать €25 млн в развитие инфраструктуры для пассажиров паромных линий на разных маршрутах, которые завязаны на Таллин, - из Хельсинки, Стокгольма и Санкт-Петербурга. Мы хотим, чтобы автомобили, автобусы и прочие транспортные средства могли еще быстрее и удобнее подниматься и спускаться на/с борта паромов и проводить меньше времени в порту в ожидании погрузки на судно.

- И все же пока Таллинский порт работает только вполовину от своей мощности по грузоперевалке. Что вы собираетесь предпринять в этой связи?

- Да, грузооборот Таллинского порта за 4 месяца этого года сократился на 21%, до 8,35 млн т. Несколько лет не действует современный угольный терминал, становится меньше темных нефтепродуктов, часть из которых переориентирована на порты Северо-Запада России. Мы прекрасно понимаем логику роста прямого экспорта грузов нефтепродуктов и угля из РФ, минуя порты Балтии. Поэтому сокращение объемов не стало для нас и наших стивидоров непредвиденным, напротив, это вполне прогнозируемо.

Но вот что отмечу: основной грузопоток порта многие годы представлял собой движение в направлении Восток - Запад по железной дороге направлением на порт. И эта модель начала меняться - теперь становится все больше грузов, которые поступают с моря и потом также отправляются морем или же рассеиваются на ближайших рынках, то есть движение с западного и восточного направления и направления Север - Юг.

- Способствует ли эта тенденция развитию складского бизнеса в свободных экономических зонах Таллинского порта?

- Конечно, и пример тому - присутствие в порту Мууга одного из крупнейших в мире предприятий в сфере логистики - Katoen Natie. Теперь у них есть современный распределительный центр в регионе Балтийского моря. Суда с грузами приходят в порт, а затем продукция отправляется по железной дороге или с помощью автотранспорта. Таким образом, цепочка поставок какао, товаров широкого потребления и пластмассовых изделий распыляется на ближайшие рынки стран Балтии, Украины, Белоруссии, России. Кстати, отмечу, что и минеральные удобрения все чаще поступают по морю, а затем смешиваются у нас на складах и пакуются, в том числе в биг-беги. После чего либо снова оформляются морские отправки, либо идет автодоставка напрямую потребителям, занятым фермерством.

- Получается, сама экономика повлияла на классическую модель деятельности порта при обработке грузов "железная дорога - терминал - судно" и дополнила ее схемой "море - терминал - море"?

- Совершенно верно. В течение 20 лет мы зачастую работали по привычной формуле "железная дорога - терминал - судно". И в 2014 году таких грузов было порядка 40% от общего тоннажа. Но в настоящее время увеличиваются объемы, которые доставляются в наши порты и затем переваливаются на более крупные суда (как правило, речь идет о транспортировке темных нефтепродуктов). И уже от нас крупнотоннажные танкеры отправляются в Северную Америку, Китай, Сингапур.

- Таллинский порт обладает крупнейшими в регионе мощностями по обработке нефтепродуктов. Каковы перспективы развития в этой части?

- Действительно, резервуарный парк компаний порта достигает порядка 2 млн куб. м. Нефтепродукты - это около 65% всего объема грузов, переваливаемых в Таллинском порту. В последние годы отмечается тренд на хранение нефтепродуктов в емкостях порта. Происходит это из-за низкой рыночной стоимости на нефтепродукты, сезонных факторов, а также политических событий, в результате которых трейдеры предпочитают хранить грузы в резервуарах до лучших времен. Поэтому сегодня, судя по заинтересованности предпринимателей, уже очевидно, что мы станем развивать это направление. Не буду скрывать: у нас большие планы на этот счет. Мы хотим сделать Таллинский порт хабом для перевалки, хранения и блендирования наливных грузов в регионе Балтийского моря.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру18.06.2015