13-03-19 / 2019
Новости отрасли
Сжиженные углеводородные газы улучшат картину погрузки

Впервые за последние три года объемы перевозок нефтепродуктов на железной дороге не снизились

ОАО "РЖД" за первые два месяца 2019 года нарастило погрузку высокодоходных грузов, в частности нефтепродуктов до 39,5 млн тонн (+0,1% к аналогичному периоду прошлого года). Впервые за последние три года объемы перевозок этой грузовой номенклатуры

не снизились. По данным Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД" (ЦФТО), в 2018 году погрузка нефтяных грузов составила 237 млн тонн, что на 2 млн тонн выше, чем годом ранее.

"Мы стали чаще предлагать рынку скидки, и впервые за три года объемы перевозки нефти и нефтепродуктов не снизились", – отметил на одном из последних совещаний заместитель генерального директора – начальник ЦФТО Алексей Шило.

По его словам, возможность формирования гибкой тарифной политики позволяет компании повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта.

Это позволило ОАО "РЖД" в феврале нарастить погрузку прибыльных грузов II и III тарифных классов, в том числе нефтепродуктов. "Тенденцию роста перевозок нефтепродуктов мы ощутили в работе компании.

Это результат так называемого налогового маневра в нефтяной отрасли (комплекс мер, направленный на увеличение переработки нефти в стране; "Гудок" подробно писал об этом в январе 2019 года. – Ред.), который поменял ситуацию. То есть стало выгоднее производить нефтепродукты и вывозить за границу, чем экспортировать сырую нефть. Второй момент – на нашу нефть был больший спрос, так как Иран и Венесуэла стали меньше ее добывать, и российские предприятия этим воспользовались", – прокомментировал "Гудку" советник генерального директора ООО "Балттранссервис" Владимир Прокофьев. Однако есть риски, что эту позицию железнодорожному транспорту будет трудно удержать.

Добыча нефти в России ежегодно находится примерно на одном уровне, а сеть трубопроводных магистралей продолжает развиваться, в том числе для нефтепродуктов. К примеру, в прошлом году ПАО "Транснефть" (национальный оператор нефтепроводов и нефтепродуктопроводов) ввело в промышленную эксплуатацию магистральный нефтепродуктопровод проекта "Юг" Волгоградский НПЗ – Тингута – Тихорецк – Новороссийск, что позволило создать инфраструктуру для транспортировки трубопроводным транспортом дизельного топлива в направлении российского порта Новороссийск и экспорта с Черноморского побережья России в европейские страны в объеме до 6 млн тонн в год. А в начале марта этого года АО "Транснефть – Верхняя Волга" завершило подключение к Кольцевому магистральному нефтепродуктопроводу вокруг Москвы. По словам вице-президента ПАО "Транснефть" Сергея Андронова, объем перевозок нефтепродуктов по "трубе" растет – в прошлом году компания увеличила их прокачку до 39,2 млн тонн (+18,4% к 2017 году). В 2019 году топ-менеджер ожидает роста объемов на 2,8% – до 40,3 млн тонн. "Конкуренция со стороны трубопроводного транспорта по-прежнему давит на сегмент – за последние шесть лет было введено около 4,5 тыс. км магистральных нефтепроводов, – считает заместитель директора по аналитическим исследованиям ПАО "Научно-производственная корпорация "Объединенная вагонная компания" Лейсана Коробейникова. – Однако железная дорога может удержать позиции за счет энергетических газов – в 2018 году их перевозки остались на уровне прошлого года.

В мае 2019-го начнет работать комбинат "ЗапСибНефтехим" в Тобольске, который будет потреблять около 3 млн тонн сжиженных углеводородных газов (и к которому не подведен провод для транспортировки широкой фракции легких углеводородов – ШФЛУ, что подразумевает перевозку грузов для комбината железнодорожным транспортом. – Ред.)". Как ранее отмечал президент АО "СГ-транс" Сергей Калетин, в сегменте перевозок сжиженных углеводородных газов вопрос конкуренции с трубопроводным транспортом не стоит так остро, как в случае с нефтеналивными грузами.

"У ШФЛУ-проводов и железнодорожного транспорта отдельные задачи.

Трубопроводы, как правило, включены в технологическую схему производства конечной продукции в рамках крупных производственных комплексов. Вопрос расширения сети ШФЛУ-проводов поднимается регулярно (имеется в виду строительство трубопровода Сибирь – Поволжье), однако в среднесрочной перспективе мы не ожидаем обострения конкуренции таких трубопроводов с железной дорогой", – подчеркнул господин Калетин. "РЖД намерены в ближайшее время информировать грузоотправителей о планах ремонта инфраструктуры в летний период.

Хотя перевозчики неоднократно заявляли о том, что готовы вывозить все предъявленные им грузы, планы по ремонтам могут внести свои коррективы как в изменение маршрутов перевозок, так и в объемы", – считает ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок13.03.2019