19-01-19 / 2019
Новости отрасли
Сырьевой протекционизм

Для перевозок нефтепродуктов Казахстан предлагает ограничительные меры.

Министерство энергетики Казахстана с февраля 2019 года введет запрет на ввоз железнодорожным транспортом бензина из РФ сроком на три месяца. Около 300 тыс. тонн моторного топлива поменяют рынки сбыта и уйдут на экспорт в страны Средней Азии и дальнего зарубежья.

Ведомство подготовило проект приказа "О некоторых вопросах поставок нефтепродуктов в Республику Казахстан из РФ". Как сообщил "Гудку" руководитель пресс-службы Минэнерго Нурлыбек Балыкбаев, сейчас документ проходит согласование в Министерстве финансов и Министерстве индустрии и инфраструктурного развития. Кроме того, соответствующие уведомления разосланы в Пограничную службу Комитета национальной безопасности и в АО "НК "Казахстан темир жолы" (КТЖ). "После соблюдения всех процедур в ближайшее время он будет официально опубликован и вступит в силу через десять дней", – пояснил он.

Напомним, аналогичный запрет в отношении российского бензина Казахстан вводил в августе 2018 года под предлогом переизбытка в республике собственного топлива. И это произошло впервые с 2011 года, когда страны подписали соглашение об объемах поставки ГСМ в условиях глубокого дефицита. Затем оно постоянно пролонгировалось.

В Минэнерго сообщили, что исторически Казахстан завозил порядка 900 тыс. тонн высокооктанового бензина, 400 тыс. тонн дизтоплива и 250–270 тыс. тонн авиакеросина.

Сейчас в республике после завершения модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) наблюдается переизбыток бензина, поэтому необходимо стабилизировать работу на рынке ГСМ. По словам министра энергетики Каната Бозумбаева, по итогам 2018 года в республике добыто 90,3 млн тонн нефти, это на 4,7% больше по сравнению с 2017 годом, когда было добыто 86,2 млн тонн нефти.

"Завершение модернизации трех НПЗ позволило нам более чем на 8% увеличить переработку нефти. Изменилась глубина переработки, теперь в Казахстане профицит по высокооктановому бензину, перестали выпускать низкооктановый бензин, такой как 80-й. Также увеличился выпуск дизельного топлива, авиационного керосина и на 40–45% снизился объем мазута. Это связано с тем, что увеличилась глубина переработки, то есть выпуск светлых нефтепродуктов. Все это дает нам право сказать, что в 2018 году мы вышли на стопроцентное обеспечение внутреннего рынка бензином", – говорит Канат Бозумбаев.

Тем не менее в прошлом году, до введения запрета, Казахстан все же ежемесячно импортировал из России в среднем по 70 тыс. тонн бензина. Максимальный объем зафиксирован в марте – 125 тыс. тонн, а уже в мае он резко снизился до 12 тыс. тонн.

Однако это не повлияло на объемы экспортных перевозок по сети ОАО "РЖД". По данным ПАО "НПК "Объединенная вагонная компания", в октябре 2018 года, то есть во время действия запрета, погрузка нефти и нефтепродуктов выросла на 2,6% и составила 19,7 млн тонн. Всего с начала 2018 года по железной дороге было отправлено 195,6 млн тонн нефтяных грузов, что выше показателя аналогичного периода 2017 года на 0,6%. Рост перевозок обеспечен увеличением экспортного грузопотока в целом (+2%), в частности в Нидерланды (+6%), Италию (+23%) и в небольшом объеме в Азербайджан.

Как ранее сообщала начальник аналитического отдела ОВК Лейсана Коробейникова, РЖД планируют к 2025 году нарастить объемы перевозок нефти и нефтепродуктов не менее чем на 7 млн тонн. С этой целью компания ввела скидку 50% на порожний пробег цистерн из-под перевозок нефтепродуктов с припортовых станций Октябрьской дороги на станции Белорусской железной дороги. Компания планирует и дальше предоставлять скидки для повышения привлекательности перевозок. С 1 января 2019 года вступили в силу специальные тарифные условия на экспортные перевозки дизельного топлива и мазута в цистернах. Поэтому благодаря гибкой тарифной политике в среднесрочной перспективе погрузка нефтяных грузов железнодорожным транспортом продолжит умеренно расти.

По мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, инициатива Казахстана – не что иное, как попытка оградить от конкуренции Павлодарский нефтехимический завод, который находится рядом с границей с Россией, чтобы на внутреннем рынке покупался бензин собственного производства, а не вытеснялся российским сырьем. "Российским компаниям его очень выгодно возить в республику на беспошлинных условиях. Но временное ограничение не приведет к существенным проблемам для внутреннего российского рынка. Он будет более наполнен, а от профицита понижаются цены, и государству будет проще их сдерживать. И для нефтяных компаний тоже, так как для экспорта вариантов довольно много. Нефтепродукты можно отправлять через Новороссийский порт, Усть-Лугу и Приморск. Куда бы их ни отправили, купят везде. Поэтому никакие протекционистские меры на рынок экспорта нефтяных грузов не повлияют", – прокомментировал "Гудку" Игорь Юшков.

Он также отметил, что грузы можно отправить в Среднюю Азию или, что будет более выгодно, в страны дальнего зарубежья. В частности, в Белоруссии правительство ограничило поставки нефтепродуктов из России именно потому, что местные заводы сырье реэкспортировали и получали прибыль на разнице в цене.

То есть проблем со сбытом в этом сегменте нет.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152019.01.2019