21-03-16 / 2016
Новости отрасли
Сырьевой экспорт поддержал порты

Стивидорные компании российского Дальнего Востока, озвучившие в последние годы массу амбициозных планов по расширению мощностей, остаются на плаву благодаря наращиванию экспорта нефти и угля, леса и кокса.

Как сообщают эксперты Дальневосточного научно-исследовательского, проектно-изыскательского и конструкторско-технологического института морского флота (ДНИИМФ), именно порты с высокой долей перевалки на экспорт сырьевых грузов смогли увеличить грузооборот в 2015 году, в то время как в остальных наблюдалось сокращение. Рост грузооборота дальневосточных портов, достигнутый в 2015 году, составил 5,2 процента – существенно ниже, чем двенадцатипроцентный рост 2014 года. В минусе оказались контейнерные перевозки, что связано с ослаблением рубля и снижением покупательной способности населения. Несмотря на жесткий шторм, в который попала отрасль, компании не спешат сообщать об отказе от заявленных ранее проектов, заботятся о диверсификации клиентской базы и расширении географии экспорта.

"Суходол" не сворачивают

"Сообщения об остановке проекта по строительству угольного терминала в бухте Суходол, распространенные информационными агентствами, преждевременны и связаны с ошибочной интерпретацией высказываний президента компании Михаила Федяева, – сообщила холдинговая компания "Сибирский деловой союз" (СДС) в начале февраля. – Реализация столь сложного проекта – очень долгий и сложный процесс, связанный с огромным количеством согласований и разрешений". Компания опровергает негативные прогнозы, напоминая о времени, необходимом для проработки и заключения инвестиционного соглашения, для получения уточненной информации от потенциальных поставщиков оборудования и иных предварительных мероприятий. Тем не менее, как говорится, нет дыма без огня: основания для тревожных ожиданий, связанных с перспективами "Суходола", связаны как с совершившимся в сентябре минувшего года выходом из проекта Volga Group Геннадия Тимченко (причины – снижение рентабельности экспорта угля и рост стоимости проекта), так и с критикой со стороны экологов, высказывавших сомнения в безвредности угольного терминала.

А пока входящая в состав СДС холдинговая компания "СДС-Уголь" сообщает о выходе на экспортные рынки через мощности торгового порта "Посьет" (дочернее предприятие ООО "Мечел-Транс", входит в транспортный дивизион группы "Мечел"). Как поясняет директор порта "Посьет" Валерий Балакин, решение о начале перевалки экспортной продукции сторонних компаний связано с желанием диверсифицировать клиентскую базу и расширить географию экспорта в условиях сокращения закупок угля со стороны основного потребителя – КНР. Согласно обнародованным в декабре минувшего года планам, компания готова увеличить долю сторонних компаний в структуре грузооборота порта до 20 процентов. Первой пробой стали несколько партий продукции "СДС-Угля", отправленных в адрес потребителей в Южной Корее.

"Сумма" складывается с Эмиратами

Еще один сложный проект – "Большой порт Зарубино" группы "Сумма", сообщившей в конце 2015 года о риске его "зависания" и о необходимости государственных инвестиций. "Переговоры с потенциальным партнером – международной компанией Dubai Worlds Ports – идут у них не так быстро, как хотелось бы, потому что без поддержки федерального бюджета, честно говоря, не обойтись", – прокомментировал позицию "Суммы" заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский.

Судя по последним сообщениям с "восточного фронта", дело сдвинулось с мертвой точки – DP World приняла судьбоносное решение о вхождении в стивидорный бизнес России. Согласно информации, обнародованной по итогам состоявшегося в конце января Давосского форума, создающееся в течение ближайших нескольких месяцев совместное предприятие DP World Russia может сконцентрироваться на нескольких проектах, включая "Большой порт "Зарубино", участие в строительстве новых терминальных мощностей в порту Тамань и приобретение 49 процентов контейнерного терминала группы "Дело" в Новороссийске. Кроме того, DP World может войти в проект строительства еще одного объекта "Суммы" – угольного терминала "Север" в порту "Восточный", ввод которого запланирован на 2018 год.

Ванино притягивает инвесторов

Сразу два "угольных" проекта – "государственный" и "частный" – анонсированы в порту Ванино. Первый из них – терминал мощностью 15 миллионов тонн угля в год, который строится в районе мыса Бурный на основе государственно-частного партнерства между ФГУП "Росморпорт" и ООО "Дальневосточный Ванинский порт" (контролируется ЗАО "Тувинская энергетическая промышленная корпорация" Руслана Байсарова) и уже получил положительное заключение Главгосэкспертизы России. Сырьевой базой для терминала станет уголь Элегестского месторождения в Туве, лицензия на которое принадлежит ТЭПК.

В настоящее время освоение Элегеста задерживается из?за проблем со строительством инфраструктуры, соединяющей его с Транссибом. Впрочем, по мнению экспертов, новый терминал не будет испытывать проблем с загрузкой даже в случае дальнейшей "пробуксовки" Элегеста – в крайнем случае он может использовать уголь других компаний.

"Соперник" порта с оптимистическими перспективами загрузки – терминал по перевалке угля и железнодорожного концентрата мощностью 10?12 миллионов тонн в год, строительство которого ведет ООО "Сахатранс" (подконтролен структурам Геннадия Тимченко). Строительство порта, который будет переваливать уголь Колмарского месторождения, движется непросто: весной минувшего года на Красноярском экономическом форуме компания жаловалась на трудности, связанные с санкциями против Геннадия Тимченко, падением курса рубля, дороговизной кредитов. Лето 2015 года было отмечено дискуссией между руководством Минвостокразвития и "Сахатранса", связанной со сроками проработки инвестиционного соглашения и соглашения о предоставлении госсубсидии: глава ведомства Александр Галушка напоминал о рисках, связанных со срывом сроков строительства инфраструктуры, генеральный директор "Сахатранса" Юрий Тямушкин – о рисках для инвесторов, связанных с секвестированием выделенных денег и отказом от реализации постановлений в случае форс-мажоров федерального бюджета. Срыва сроков не произошло: уже в первый день форума было подписано инвестиционное соглашение о строительстве транспортно-перегрузочного комплекса в бухте Мучке, который позволит создать более четырехсот рабочих мест.

Стратегию подготовят к лету

Точки над "i" будут поставлены в откорректированном варианте Стратегии развития портовой инфраструктуры до 2030 года, который должен быть утвержден к осени 2016?го. Согласно информации, обнародованной в ходе III Международного форума дноуглубительных компаний в конце февраля, основными проектами развития портовой инфраструктуры в Дальневосточном бассейне станут строительство третьей очереди угольного терминала в порту Восточный ("Восточный порт"), проект "Дальтрансуголь" в порту Ванино мощностью до 24 миллионов тонн в год, строительство угольного терминала "Сахатранса" и создание угольного терминала УПК "Север".

В 2016 году "Росморпорт" приступит к реконструкции паромных терминалов в портах Ванино и Холмск. На Сахалине основными точками развития станут угольный терминал в Шахтерске и пассажирский терминал в порту Корсаков, на Камчатке – строительство контейнерного и пассажирского терминала на мысе Сигнальный, которое будет осуществляться в рамках территории опережающего развития (ТОР).

 

ИсточникДатаНаименование материала
Уголь Кузбасса21.03.2016