07-12-22 / 2022
Новости отрасли
Сырье покинет вагоны

Аналитики ждут падения погрузки ОАО РЖД на 4%

Погрузка на сети ОАО РЖД в 2023 году, по прогнозам монополии, может упасть на 1,2% к уровню текущего года. Однако аналитики предполагают более глубокий спад. Так, Институт проблем естественных монополий прогнозирует, что он составит 3-4,8% с основными потерями в погрузке угля, нефтепродуктов, металлов и руды. "Infoline-Аналитика" ожидает менее глубокого снижения - на 2-4%.

Институт проблем естественных монополий (ИПEМ) прогнозирует снижение погрузки на сети ОАО РЖД в 2023 году на 3-4,8%, следует из данных института, с которыми ознакомился "Ъ". Как пояснил "Ъ" замгендиректора ИПEМ Владимир Савчук, основными драйверами снижения погрузки будут угольные, нефтяные, металлургические грузы и руда. Что касается погрузки нефтепродуктов, то в первом квартале 2022 года, отмечает он, наблюдались высокие показатели, в 2023 году этого не будет. Ограничения, связанные с эмбарго EС на российские нефть и нефтепродукты, в первую очередь повлияют на погрузку нефтепродуктов в северо-западном направлении. "Прогнозируем, что потеряем не менее 10 млн тонн погрузки нефтепродуктов", - говорит господин Савчук.

По углю сходная ситуация: до августа 2022 года уголь хорошо продавался на экспорт, формируя высокую базу. По металлургическим грузам ожидается негативная динамика цен на мировых рынках, что вкупе с увеличением тарифной нагрузки приведет к сокращению погрузки металлургических грузов и руды. Среди экспортных направлений, отмечает господин Савчук, в основном пострадает северо-западное.

В ОАО РЖД "Ъ" сообщили, что прогноз погрузки 2023 года сформирован со снижением на 1,2% к уровню 2022 года (по итогам 2022 года прогноз предусматривает снижение на 5%, до 1,218 млрд тонн. - "Ъ"). "Размер грузовой базы рассчитан на основе прогнозов профильных министерств, а также заявок грузоотправителей с учетом высокой доли неопределенности и закладываемых ими рисков", - поясняют там. Согласно инвестпрограмме ОАО РЖД на 2023 год, основное снижение должно прийтись на уголь, погрузка которого упадет на 8,3% в целом и на 12,7% в экспортном сообщении. При этом ожидается не падение, а рост погрузки нефтепродуктов (на 1,3%) при сокращении их вывоза за рубеж на 1,1%, компенсированном ростом перевозок во внутреннем сообщении на 2,8%. По металлургическим грузам и руде динамика обратная: ожидаются общее снижение (на 2,4% по металлургическим грузам и на 0,1% по руде), рост перевозок на экспорт (на 4,1% и 7,8% соответственно) при падении погрузки внутри страны (на 6,3% и 1,5%).

ИПEМ также предполагает снижение выпуска вагонов в 2023 году. По прогнозам института, производство вагонов в 2022 году составит около 51 тыс. единиц, в 2023-м же оно упадет до 43-48 тыс. Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров придерживается более оптимистичного прогноза. Он отмечает, что у крупнейших вагоностроителей производственная программа первого полугодия 2023 года уже сверстана на уровне 4,5-5 тыс. вагонов в месяц. "Даже с учетом сокращения закупок во втором полугодии мы выходим на уровень 46-50 тыс. единиц с базовым прогнозом свыше 48 тыс., что соответствует уровню 2022 года", - отмечает он, говоря, что уровень 51 тыс. вагонов по итогам 2022 года представляется ему труднодостижимым, поскольку по итогам десяти месяцев выпуск составил 39,7 тыс. единиц, производственные мощности УВЗ из-за роста оборонного заказа ограниченны, а ОВК лишь постепенно наращивает выпуск после простоя, вызванного дефицитом кассетных подшипников.

Что касается погрузки, то у "Infoline-Аналитики" несколько более оптимистичный прогноз, чем у ИПEМ, предполагающий снижение на 2-4% по итогам 2023 года. "Основной фактор риска - нефтяные грузы: непонятно, как эмбарго повлияет на загрузки НПЗ и производство нефтепродуктов, - говорит господин Бурмистров. - Также узким местом является погрузка угля на экспорт в условиях жестких экспортных ограничений на Восточном полигоне". При этом, по его мнению, сохраняется потенциал роста по строительным грузам, особенно по песку и щебню, в том числе в связи с ростом поставок в ДНР, ЛНР и Запорожскую область, по зерновым грузам, по контейнерному экспорту, а также перевозке грузов для вооруженных сил РФ.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ07.12.2022