24-03-14 / 2014
Новости отрасли
Свяжут мостом и паромом

В пятницу, 21 марта залпы артиллерийского салюта в Москве, Симферополе и Севастополе возвестили об окончательном вхождении Крымского полуострова в состав России. Однако для транспортников Крыма интеграция в новых условиях только начинается. Особенно непросто приходится работникам Крымской дирекции железнодорожных перевозок, которая до 15 марта входила в состав Приднепровской железной дороги на правах структурного подразделения.

Крымские магистрали учатся работать в новых условиях. По данным Правительства России, которые озвучил заместитель министра экономического развития Алексей Лихачев, сумма необходимых экономике Крыма инвестиций составляет почти $5 млрд, из которых $2,8 млрд придется потратить на транспорт. Самым затратным проектом станет строительство железнодорожно-автомобильного моста через Керченский пролив, который заменит существующие сегодня паромные переправы. Министр транспорта Максим Соколов заявил 19 марта, что будет подготовлено несколько проектов нового сооружения, в том числе и с тоннелем под проливом. Еще 3 марта 2014 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании дочерней структуры «Росавтодор», которая займется строительством моста Кавказ – Крым через Керченский пролив. Стоимость моста протяженностью 4,6 км оценивается от 500 млн до 1 млрд 250 млн евро. Когда он появится, ситуация с транспортной безопасностью Крыма станет принципиально иной. Но для этого необходимо время. Как говорят в Минтрансе, минимум три года.

Ситуация в Крыму сегодня очень непростая. Политика уже привела к сложностям в рутинной эксплуатационной работе, из которой и состоят будни железнодорожников. Например, достаточно болезненно в Крыму восприняли прошедший первое чтение в Верховной раде Украины проект закона «Об обеспечении прав и свобод граждан на временно оккупированной территории Украины», по которому планируется запретить железнодорожное сообщение с Крымом, а люди, сотрудничающие с властями РК, объявлены коллаборантами. Поэтому очень многие транспортники Крыма или совсем отказываются от комментариев или соглашаются разговаривать с корреспондентом «Гудка» анонимно.

Крымская дирекция железнодорожных перевозок, по сути, обычное отделение дороги со всеми имеющимися в такой структуре плюсами и минусами. С одной стороны, в Крыму находятся три локомотивных депо (Симферополь, Джанкой, Керчь), большое вагонное депо в Джанкое, два пассажирских с ремонтной базой (на «Укрзализныце» не разделяли депо на ремонтные и эксплуатационные) и одно моторвагонное депо. Есть в дирекции дистанции пути, сигнализации и связи, электрификации. Но в то же время в Крыму нет собственной ПМС для капитального ремонта путей, практически отсутствует грузовая база. Станции дирекции работали на выгрузку, а главное – пока что все сообщение с материком осуществляется через территорию недружественной сегодня Украины. С 15 марта и.о. начальника дирекции властями Крыма был назначен выходец из пассажирского комплекса Приднепровской железной дороги, работавший начальником управления транспорта и связи Симферопольского городского совета, Андрей Каракулькин.

На ГП «Приднепровская железная дорога» нового назначения не признают, равно как и отделения Крыма, и заявляют, что продолжают осуществлять свою работу на полигоне дирекции в полном объеме. По словам пресс-секретаря начальника ПЖД Ирины Козловой, государственное предприятие не может прекратить обслуживание пассажиров и грузовладельцев на своей территории: «Крымская дирекция железнодорожных перевозок остается структурным подразделением дороги. Работа линейных подразделений проходит в штатном режиме и во взаимодействии с диспетчерским аппаратом железных дорог Украины». Среди сложностей в работе магистрали она назвала появление на границах Крыма блокпостов, деятельность которых может приводить к незначительным отклонениям от графиков движения.

Что касается грузовой работы, то Ирина Козлова признает, что объемы грузовых перевозок в Крым упали, но не по вине железнодорожников: «Это связано с политикой грузоотправителей, которые изменили свои логистические цепочки ввиду опасений за сохранность грузов на территории Крыма». К сожалению, позиция представителя «Укрзализныци» противоречит данным украинского портала OilNews, который сообщал, что 12 марта, сразу после объявленной ВС АРК независимости, в реестре ограничений «Укрзализныци» появилось ограничение на отправку всех видов грузов по железной дороге в направлении крымских станций. Ограничение было снято 14 марта. Как говорят источники в Крымской дирекции, оно превратилось в неофициальный запрет.

Аналитик киевского Центра транспортных стратегий Дмитрий Ягелло считает, что в случае отсутствия политических препятствий украинский грузопоток из Крыма уйдет, хотя и не полностью. От отделения Крыма в выигрыше находятся портовики Одесского района, куда грузовладельцы перенаправляют свои поезда.

По данным министерства инфраструктуры Украины, порты Крыма за первые два месяца 2014 года перевалили 1,49 млн тонн грузов, что на 24,7% ниже аналогичного периода прошлого года. А доля перевалки крымских портов в совокупном грузообороте портов страны снизилась с 8,7 до 6,4%. Мартовский грузовой поток в сторону крымских портов в ЦТС оценивают в 500–600 тыс. тонн в месяц.

Неофициально в ЦТС заявляют, что ограничения связаны с тем, что в «Укрзализныце» опасаются невозвратов подвижного состава из Крыма, ведь борьба за собственность началась сразу после того, как власти полуострова отказались признавать временное правительство Украины. «Из Крыма постарались вывезти все, что поновее, в том числе пассажирские локомотивы ЧС7, путевые машины и вагоны новых серий», – рассказал один из сотрудников центра.

Но самое ценное имущество из Крыма вывезти не удалось, считает депутат Верховной рады Александр Момот, бывший начальник Приднепровской дороги: «В Крыму незаконно национализировали здравницы, пионерлагеря ПЖД. Но ведь они собственность трудового коллектива, а не государства». Впрочем, в Киеве надеются вернуть не только санатории.

Собеседник «Гудка» в локомотивном депо Симферополь сообщил, что «Укрзализныця» оплачивает труд крымских железнодорожников до 24 марта включительно. Что будет потом, неизвестно. Но надеется, что Россия в беде не бросит: «У нас говорят, что дирекцию или к Северо-Кавказской дороге присоединят, или сделают автономной. Нам все равно, лишь бы колеса крутились и зарплату людям платили». Пока что в работе локомотивных бригад ничего не изменилось, по-прежнему водят поезда по обкатанным маршрутам до Харькова, Донецка, Кривого Рога. Правда, в депо уже пришла телеграмма, что совсем скоро бригады будут меняться в Мелитополе.

Источник «Гудка» подтвердил, что бывший начальник депо Виктор Мандык еще накануне референдума перегнал наиболее новые локомотивы 2ТЭ116 и ЧС7 в Мелитополь, уволился и уехал в Днепропетровск. Поэтому сегодня пассажирские поезда бригадам приходится вести на локомотивах ЧС2 выпуска начала 60-х годов. При поездах длиной более 20 вагонов по причине их маломощности приходится сцеплять по два электровоза.

По неофициальной информации от представителей Северо-Кавказской дороги, в помощь крымским железнодорожникам ОАО «РЖД» направило 5 тепловозов 2ТЭ116 и некоторое количество дизельного топлива, которое сейчас в особом дефиците в Крыму. Локомотивы должны восполнить дефицит тяги, сложившийся на полуострове, особенно на вывозе флюсов с Балаклавского карьерного управления.

«В Крыму только будет формироваться самостоятельная железнодорожная структура, – отметил в четверг президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. – Когда она возникнет, естественно, возможность участия ОАО «РЖД» в ее работе тоже возникнет. Это будет пока самостоятельная, по всей видимости, железнодорожная компания, ее юридическая форма пока непонятна. Соответственно, все остальное будет зависеть от решения правительственных органов и республики, и России».

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок24.03.2014