26-08-15 / 2015
Новости отрасли
Связь-банк готов дать Алтайвагону 3 млрд руб. под залог колесного производства и цехов - источник

ОАО "Алтайвагон" (MOEX: ALVG) в случае открытия ему Связь-банком (MOEX: SVZB) 3-летней кредитной линии на 3 млрд руб. под государственные гарантии придется заложить комплекс по выпуску колесных пар и выкатки днищ цистерн, а также производственное здание и земельный участок, на котором оно находятся.

Таковы условия привлечения займа, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с обращением кредитной организации к главе межведомственной комиссии (МВК) по мониторингу финансово-экономического состояния системообразующих организаций, заместителю министра экономического развития РФ Евгению Елину. Письмо направлено в середине августа. В нем банк просит поддержать его и предприятие на МВК в вопросе о выдаче госгарантии на 1,5 млрд руб. по этому кредиту.

Связь-банк рассматривает возможность выделения новой кредитной линии без увеличения общей суммы задолженности перед финансовым учреждением с учетом ухудшившегося финансового положения предприятия, а также мер по стабилизации ситуации на заводе, принимаемых его владельцами, отметил собеседник агентства. Средства позволят "Алтайвагону" сосредоточиться на адаптации предприятия к новым условиям рынка, поддержать его в период перепрофилирования и снизить социальную напряженность в городах присутствия, также считает банк.

Линия по производству колесных пар и выкатки днищ оценивается в 615,5 млн руб., уточнил источник. При этом, по его словам, помимо их залога предусматривается поручительство владельца актива - АО "Холдинговая компания "СДС-Маш" (входит в группу "Сибирский деловой союз"). Период выделения траншей должен вырасти с одного года до трех лет.

По словам собеседника агентства, в своем письме Е.Елину банк отмечает, что в связи с сокращением спроса на основной вид продукции - вагоны - заводу требуется диверсификация производства и время на заключение новых контрактов. В 2015 г. предприятие планирует произвести 3,366 тыс. вагонов (на 41% меньше, чем в 2014 г.). Между тем, на предприятии уже освоен выпуск экскаваторных конструкций для добычи угля на разрезах, смесительно-зарядных машин на шасси автомобилей "БелАЗ" и "МАЗ" (процесс зарядки на них контролируется с места водителя), доставочного контейнера для транспортировки компонентов взрывчатых веществ.

Кроме того, развивается производство химического оборудования: в 2015 г. заключен контракт с компанией "Азот" на 718 млрд руб. без НДС, а по итогам года, как ожидается, выручка по этому направлению превысит 1 млрд руб. (увеличится в 2,8 раза). Освоены выпуск и ремонт кузовов карьерных самосвалов "БелАЗ", а также буровых штанг для американских станков DML. В 2015 г. предприятие при безубыточной деятельности ожидает выручку на уровне 9,5 млрд руб., однако доля в ней основного производства снизится за счет диверсификации.

При этом в традиционном для себя сегменте, по словам собеседника агентства, предприятие намерено делать ставку на производство так называемых "инновационных" грузовых вагонов. Сейчас в номенклатуре завода - 12 моделей. С двумя из них предприятие вышло на рынок в 2014 г. Речь идет о крытом вагоне с увеличенным объемом кузова (161 кубометров), которым нет аналогов в РФ, отмечает банк, а также полувагон на тележках с нагрузкой в 25 тонн на ось.

Кроме того, "Алтайвагон" модернизировал собственное литейное производство с оборудованием из Италии и Германии. Около года назад запущена новая формовочная линия по производству мелкого и среднего литья ("СДС-Маш" вложил в нее 1,2 млрд руб.) мощностью 65 форм/час. При этом завод выпускает и крупное литье. Также компания готовит к запуску линию по производству собственного литья для тележек на 25 тонн на ось (сейчас предприятие закупает их у ОАО "Уралвагонзавод" (MOEX: UVZD) или в Китае). В рамках диверсификации началось изготовление сталелитейной продукции для судо-, двигателе- и станкостроения, а также горнодобывающей отрасли.

В 2015 г. "Алтайвагон" участвует в краевой программе по обеспечению занятости. Она позволяет предприятию временно трудоустроить 1,5 тыс. человек, а также организовать "опережающее" профессиональное обучение 1,055 тыс. сотрудников. Чтобы сохранить квалифицированные кадры, СДС также предоставил возможность работникам завода вахтовое "внешнее совместительство" в Кемеровской области (на других - угольных и строительных - предприятиях холдинга). Им предоставляется жилье и компенсируются расходы на питание. В июле таким образом было занято 190 сотрудников. В будущем это число может вырасти еще на 700 человек. Вместе с зарплатой компания оценивает расходы па одного сотрудника примерно в 70 тыс. руб. в месяц. Всего в компании сейчас работает 5,85 тыс. человек (в 2014 г. - 7,9 тыс.).

Запрос "Интерфакса" в "Алтайвагон" с просьбой прокомментировать текущую ситуацию остался без ответа.

Ранее компания уже обращалась в МВК за госгарантиями на 1,5 млрд руб. по 3-летнему кредиту Связь-банка на 3 млрд руб. По информации источника "Интерфакса", знакомого с протоколом комиссии, "Алтайвагон" мотивировал тогда свое обращение тем, что госгарантии помогут снизить кредитный риск и уменьшить с 17% до 16% годовых ставки по кредиту, а, соответственно, и перераспределить средства на стабилизацию ситуации на предприятии.

Однако в июне Е.Елин заявил "Интерфаксу", что заводу было отказано в предоставлении этих госгарантий. "Фактически то, с чем они обратились, это не новый кредит, а реструктуризация кредита банка", - говорил он, отмечая, что речь шла бы о поддержке не для завода, а для одного из банков. При этом источник агентства, знакомый с материалами Минэкономразвития, сообщал, что МВК увидела риски нецелевого использования привлеченных средств и дальнейшего ухудшения финансового состояния завода.

В частности, по словам собеседника "Интерфакса", в протоколе заседания комиссии от 16 июня, указано, что "Алтайвагон" и Связь-банк не предоставили расшифровки планируемого целевого использования средств кредита. Кроме того, бизнес-план компании предполагает ежегодное производство в 2015-2018 гг. порядка 4-5 тыс. вагонов. Однако министерство промышленности и торговли РФ с учетом ситуации в транспортном машиностроении и профицитом подвижного состава на ж/д сети страны оценивает реалистичный спрос на продукцию завода лишь в 2-3 тыс. вагонов в год.

По состоянию на июнь "Алтайвагон" подтверждал твердые контракты только на 2 тыс. вагонов при годовом плане почти в 4,4 тыс., что может повлечь в 2015 г. значительные убытки, прекращение инвестиций и даже остановку производства, поскольку компания не имеет резервов капитала и свободных средств, отмечала МВК. Представленный же тогда бизнес-план не содержал такого стресс-сценария, поэтому комиссия не сочла его актуальным для оценки ситуации и финансового состояния предприятия.

Еще один момент, на который обращала внимание МВК, - наличие займа в 1 млрд руб. "связанной стороне" - ж/д оператору "Новотранс" - на закупку вагонов. Он, по информации завода, должен быть погашен до 25 декабря. Однако Связь-банк сообщил, что заем будет пролонгирован, а это ухудшит финансовое состояние предприятия и отвлечет средства на льготное финансирование сторонних организаций, отмечала комиссия.

При этом, в начале лета стало известно, что "Сибирский деловой союз" сократил долю в "Новотрансе" с 100% до 25%; 37,5% акций президент СДС Михаил Федяев сохранил в своей собственности, а такую же долю, по информации "Ведомостей" купили "несколько близких к угледобывающему холдингу структур", в том числе - нынешний генеральный директор Константин Гончаров и бывшие трейдеры СДС. По данным источника газеты, у новых собственников есть планы по развитию бизнеса.

В итоге за предоставление госгаратний "Алтайвагону" проголосовали только два члена МВК из семи. Вместе с тем, правда, в протоколе было зафиксировано, что завод сможет повторно обратиться за госгарантиями, если устранит недочеты в своем запросе. При этом в конце июля Минфин в письме в правительство отмечал, что на тот момент, по информации компании, она не испытывала потребности в реструктуризации задолженности. В частности, остаток долга Сбербанку завод планировал погасить в августе 2015 г., а в обслуживании действующей кредитной линии в Связь-банка лимитом 3 млрд руб., привлекавшейся на пополнение оборотных средств и действующей до 23 мая 2017 г., проблем нет.

Источник агентства также уточнил, что до этого Минэкономразвития уведомляло Минфин о мартовском ходатайстве Минпромторга с предложением предоставить госгарантии "Алтайвагону" в размере 3,27 млрд руб. - для реструктуризации задолженности по ранее привлеченным кредитам на приобретение оборудования и пополнение оборотных средств в Сбербанке (MOEX: SBER) в объеме 540 млн руб., продления кредитной линии Сбербанка в размере 3 млрд руб., а также для обеспечения действующей кредитной линии Связь-банка лимитом 3 млрд руб.

"Алтайвагон" входит в холдинг "СДС-Маш" группы "Сибирский деловой союз" (СДС). Предприятие выпускает грузовые вагоны, в том числе цистерны, полувагоны, крытые вагоны и платформы. Головное предприятие в Новоалтайске (Алтайский край) занимается разработкой и изготовлением новых моделей, а также осуществляет ремонт грузовых вагонов. Филиал в Рубцовске производит стальное литье.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс26.08.2015