23-05-13 / 2013
Новости отрасли
Свой вклад в наблюдаемое сейчас повышение Индекса качества внесло сокращение объемов перевозок

Дмитрий Мачерет, первый заместитель председателя Объединённого учёного совета ОАО «РЖД»

Оценивая работу столь сложной производственно-экономической системы, как железнодорожный транспорт, всегда трудно разделить влияние на показатели его деятельности внешних условий и собственных усилий – обе эти группы факторов воздействуют друг на друга.

Свой вклад в наблюдаемое сейчас повышение Индекса качества внесло сокращение объемов перевозок, что прежде всего проявилось в резком росте удовлетворенности пользователей наличием вагонов. В то же время значимо прибавили такие параметры, как уровень информационных технологий, передача бухгалтерских документов и сохранность грузов, которые мало зависят от объема перевозок. Да и обобщенный Индекс вырос в годовом сопоставлении в гораздо большей степени, чем снизилась погрузка.

Поэтому увеличение оценок - это в значительной мере результат усилий ОАО "РЖД" и других транспортных компаний.

При этом очевидная обратная зависимость качества от объемов перевозок свидетельствует о потенциальной неустойчивости высоких оценок. Особо обращает на себя внимание неравномерность отдельных показателей. Так, в течение года балл по критерию "наличие вагонов" взмыл ввысь, оценка их состояния увеличилась скромнее, а вот мнения грузовладельцев относительно уровня развития инфраструктуры изменились в наименьшей степени. Это еще раз показывает, что ключевым вопросом является развитие инфраструктуры, требующее как создания соответствующих условий со стороны государства (включая прямую бюджетную поддержку), так и участия частных инвесторов, в том числе крупных грузовладельцев, заинтересованных в росте объемов перевозок при гарантиях их высокого качества.

На основе комментариев респондентов можно сформулировать некоторые рекомендации к транспортным компаниям. Во-первых, что касается операторов, им целесообразно сосредоточиться на улучшении технического состояния парка. Во-вторых, и РЖД, и операторы (во взаимодействии) должны уделять повышенное внимание совершенствованию транспортной логистики, переходу от "толкающей" логистики, при которой грузоотправители вынуждены подстраиваться к фактической подаче порожних вагонов, к "тянущей" ("канбан"), когда управление парком осуществляется в соответствии с потребностями клиентов.

Это позволит существенно увеличить конкурентоспособность железных дорог в условиях нарастающей конкуренции со стороны автотранспорта, зачастую действующего более гибко и при этом необремененного заботами о содержании, ремонте и развитии инфраструктуры.

Важный вывод, который надо сделать из результатов опроса, - несмотря на многочисленные проблемы, рыночные механизмы в сфере железнодорожных грузовых перевозок работают. Это проявляется и в реакции ценовых параметров на изменения спроса, и в ликвидации дефицита вагонов, неискоренимого как в период централизованно планируемой социалистической экономики, так и в рамках МПС России, ив отмечаемой пользователями все большей клиентоориентированности транспортных компаний, в том числе в развитии перевозок "от двери к двери". Все это - зримые позитивные результаты непростого пути эволюционных реформ железнодорожной отрасли, на котором еще многое предстоит сделать.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок23.05.13Зримый результат