29-12-22 / 2022
Новости отрасли
Свой среди чужих: европейский контроль грузопотока

Июнь 2022 года изменил калининградский транзитный грузопоток. Литва отказалась пропускать грузы из России, которые идут в Калининград по воздуху или по земле. Потом согласилась, но только несанкционные, только по железной дороге и только в рамках установленных квот. Однако в декабре регион их почти исчерпал, осталось перевезти около 600 тыс. т этих товаров, сказала руководитель отдела по связям с общественностью Литовских железных дорог Лаура Габрилавичюте.

Железная дорога под лупой Железнодорожный погранпереход Калининграда способен обрабатывать один контейнерный поезд за сутки. Год назад через него шли транзитные грузы, например, из Китая в Европу. Однако в этом году погранпереход транзитные контейнерные поезда не принимает и не обрабатывает. Владелец железнодорожной инфраструктуры решает несвойственные ему вопросы – ищет новые направления для его использования.

"Его мощности сейчас простаивают. И их надо загружать, конечно", – рассуждает начальник коммерческой службы Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом – филиала ОАО "РЖД" Артем Шепеляев.

Железнодорожный перевозчик все последние полгода решал в этом направлении несвойственные ему вопросы. Например, искал способы оплаты пассажирского и грузового транзита Литовским железным дорогам (Lietuvos gelezinkeliai, LTG). Платежи с хозяйствующими субъектами двух разных стран в этом году "создают дополнительные риски из-за возможного неправомерного применения международных санкций", как сообщает пресс-служба соседнего государства. Транзитный грузопоток Литовские железные дороги принимают исключительно по предоплате, причем европейские банки у российских грузовладельцев изучают не только данные о платеже, но и номенклатуру перевозимого груза, и санкционные ограничения, под которые может попасть как сам груз, так и грузовладелец, или перевозчик, или грузополучатель, или грузоотправитель.

Литва контролирует и объем поставок в российский Калининград. Квоты рассчитаны по среднему количеству груза, перевозимому по железной дороге за последние 3 года. В 2022-м разрешено провезти 3,1 млн т товаров первой необходимости. К началу декабря Россия использовала около 60% квот на транзит нефти, около 35% – на уголь и продукты его переработки, около 51% – на черные металлы, 33% – на древесину и изделия из нее, 97% – на цемент, 51% – на продукты питания, 62% – на нефть и продукты ее переработки и 74% – на различные другие товары, подсчитали в LTG. Этот подсчет заставил российских железнодорожников писать в МИД для пересмотра объемов квотирования. Сообщается, что в расчеты квот не вошли транзитные грузы, которые поставляла в Калининград как Литва, так и Беларусь. Позже начальник Калининградской железной дороги Сергей Сапегин сообщил на заседании комитета по транспорту и таможенной политике Калининградской торгово-промышленной палаты, что с января квоты обнуляются и Литва вновь пересчитает их, но в этот раз среднее значение выведут, включая 2022 год.

Автоперевозка как запрещенный вид деятельности Автотранспортом в регион через Литву поставляли порядка 20% от общего объема грузового транзита, сообщает пресс-служба регионального правительства, но запрет не снят до сих пор. Услуги по автогрузоперевозке оказывали почти 2 тыс. предприятий, в июне они оказались перед выбором – или разориться, или научиться хитрить. Первые подписали коллективное обращение главе региона. "Сложившаяся ситуация характеризует состояние отрасли международных перевозок грузов автомобильным транспортом как критическое, что создает неприемлемые риски как для региональной экономики, так и для социальной сферы", – написали они. Хитрецы пошли на риск и арендовали для работы фуры в Литве. Но с конца ноября литовские таможенники через границу пропускают только те фуры, за рулем которых сидит или собственник машины, или лицо, имеющее лицензию на осуществление международных перевозок. "Владелец во всех документах – и в накладной для международной перевозки, и в свидетельстве о регистрации транспортного средства – должен совпадать", – говорят участники рынка. То есть под новые ограничения попали все арендованные автомобили, фактическими владельцами которых являются физические лица. Теперь хитрецам грозит штраф в €400.

В конце года калининградские власти выделили владельцам грузовиков мощностью свыше 250 л. с. 166,8 млн руб. – это субсидия на возмещение уплаты транспортного налога. Средств должно хватить на 4,5 тыс. фур, которые теперь работают только на территории России и Таможенного союза ЕАЭС.

Море проблем В начале года на морской линии грузоперевозок между Петербургом и Калининградом работали два судна, сегодня их число стремится к 20. Губернатор российского эксклава оценивал этим летом потребности морского грузового транзита примерно в 22 судна. По его мнению, именно из-за недостатка паромов на линии растут очереди из грузовладельцев.

"На плече Усть-Луга – Балтийск, на мой взгляд, паромов и так много.

Причал на терминале автомобильно-железнодорожного паромного комплекса в Усть-Луге для работы с паромами один. В Балтийске тоже. Есть лимит, нарастим число паромов – они будут стоять и ждать причала", – рассуждает коммерческий директор ООО "Си-Шиппинг" Алексей Гагаринов.

Необходимо увеличивать число не паромов, а самих линий, добавляет А.

Гагаринов. Сейчас паромы работают на линиях Усть-Луга – Балтийск, Бронка – Калининград. Для доставки нефтепродуктов с ноября на линию Большой порт Санкт-Петербург – Калининград вышел танкер, но работает он нерегулярно, 2-3 раза в неделю. Поставщики цемента, выработав все квоты по железнодорожной доставке, переориентируются на морские перевозки. У застройщиков растут расходы на транспортировку. Чтобы снизить их, в середине ноября на линию Санкт-Петербург – Калининград вышел сухогруз "Механик Ярцев", первое судно программы субсидирования морских перевозок.

Действующая паромная переправа "Оборонлогистики" нерентабельна, заявил глава региона Антон Алиханов и предложил федеральным властям субсидировать убытки. Просьбу удовлетворили. Правительство России из резервного фонда выделило 1,3 млрд руб. для перевозки морем порядка 900 тыс. т грузов, которые из-за санкций невозможно перевезти сухопутным транспортом. Приоткрытое небо Евросоюз закрыл небо, длительность перелета из московского аэропорта Шереметьево в калининградский Храб рово в этом году увеличилось на 30 минут. Пока из/в Храброво рейсы выполняют только два международных игрока: дочерний лоукостер Turkish Airlines AnadoluJet летает в Анталью, а "Белавиа" – в Минск, но с 1 октября Росавиация сделала шаг к либерализации – ввела режим открытого неба, оно должно расширить географию полетов из региона и привлечь новых авиаперевозчиков, отмечено в сообщении ведомства. "Таким образом Калининград сможет отчасти решить проблему грузовых перевозок", – считает эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Аэропорт сделал предложения для авиакомпаний ОАЭ, Катара и других стран Азии.

Хитрецы пошли на риск и арендовали для работы фуры в Литве. Но с конца ноября литовские таможенники через границу пропускают только те фуры, за рулем которых сидит или собственник машины, или лицо, имеющее лицензию на осуществление международных перевозок

Литва контролирует и объем поставок в российский Калининград. Квоты рассчитаны по среднему количеству груза, перевозимому по железной дороге за последние 3 года. В 2022 г. разрешено провезти 3,1 млн т товаров первой необходимости

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер29.12.2022