08-09-14 / 2014
Новости отрасли
Свой или чужой вагон? Главное - прибыльный!

Ситуация в сфере железнодорожных грузовых перевозок постепенно меняется. Негативные тенденции в экономике так или иначе отражаются на конъюнктуре рынка операторских услуг.

Топ-30

Основная доля вагонов, а следовательно, объемов перевозок и прибыли приходится на Топ-30 крупнейших операторских компаний. В их управлении по итогам за 2013 год находилось около 76% от общего парка подвижного состава в России. Причем за год совокупный прирост количества вагонов, находящихся под управлением лидеров, составил 131,8 тыс. ед., или 17%. Собственный парк Топ-30 по состоянию на 1 января 2014-го оценивался примерно в 624 тыс. вагонов. Поскольку в структуре железнодорожных перевозок преобладают уголь, нефтяные грузы, строительные материалы, руда и металлы, то и крупнейшими операторами являются компании, специализирующиеся на перевозке именно этих грузов. Всем подвижным составом, имеющимся в распоряжении 30 лидеров рынка, осуществляется более 70% перевозок.

При этом год от года эта доля только растет.

Необходимо отметить и другую тенденцию. В связи со сложной ситуацией в экономике и падением грузовой базы некоторые компании были консолидированы. Например, за последние 2 года ООО «ТрансЛес» вошло в состав холдинга ГК «РТК», а ООО «Металлоинвесттранс» (переименовано в ООО «Ферротранс») и ООО «ММК-Транс» (с апреля 2013 г. - ООО «Стилтранс») были приобретены Globaltrans.

Кто управляет вашим вагоном?

В 2013 году на рынке оперирования подвижным составом произошли значительные изменения. Во-первых, к июлю весь парк вагонов, находящихся под управлением ЦФТО ОАО «РЖД» (104,5 тыс. ед.), был возвращен в ОАО «ФГК». Соответственно, парк в управлении ФГК к концу 2013-го вырос до 161,8 тыс. вагонов, или на 75% относительно начала года. Но уже в конце февраля 2014-го между « дочкой» и материнской компанией было подписано соглашение, по которому оператор передавал в управление ОАО «РЖД» 114 тыс. полувагонов по схеме, по смыслу близкой к арендной и названной технологическим аутсорсингом. Суть состоит в том, что за заключение договоров с клиентами, производство расчетов и обеспечение перевозок вагонами отвечает ОАО «ФГК», но после предъявления порожних вагонов к отправке они обезличиваются, а ОАО «РЖД» организовывает передислокацию порожняка на принципах инвентарного парка. По аналогичной схеме в управление ОАО «РЖД» будут переданы 10,6 тыс. полувагонов, которые ФГК возьмет в аренду у Rail Garant. Согласно подписанному в конце июня 2014 года арендному договору вагоны должны перейти в управление ФГК в III квартале текущего года. Напомним, что ранее планировалось объединение парков Rail Garant, ЗАО «Русагротранс» (группа «РТК»), ООО «УВЗ-Логистик» и ЗАО «Спецэнерготранс», с которым Rail Garant уже имеет СП - ООО «РэйлСпецТранс» (специализированный оператор крытых вагонов). Однако ввиду высокой закредитованности компаний и низкой доходности оперирования сделки так и не состоялись. Также из-за невозможности привлечь финансирование Rail Garant не сумел приобрести 4,3 тыс. цистерн для СУГ у ЗАО «СИБУР-Транс».

В III-IV кварталах 2013 года на рынке произошел ряд крупных сделок в сегменте операционного лизинга. Так, ООО «Мечел-Транс», несмотря на высокую долговую нагрузку ГК «Мечел», увеличило парк примерно на 4 тыс. полувагонов (до 12 тыс. ед.). Угольный холдинг ОАО «СУЭК» в прошлом году приобрел 6 тыс. инновационных вагонов производства Тихвинского вагоностроительного завода (имеющих тарифные преференции). А в феврале 2014-го компания Far Eastern Rail Ltd, подконтрольная основному бенефициару ОАО «СУЭК», объявила о том, что заем в €133 млн, полученный компанией от ЕБРР, будет направлен на приобретение 10 тыс. инновационных полувагонов, которые планируется сдавать в лизинг. Таким образом, на базе Far Eastern Rail может быть создан оператор, оказывающий услуги ОАО «СУЭК». С 2013-го часть подвижного состава угольная компания сдает в аренду, так что по итогам года парк в ее управлении сократился на 6%, несмотря на рост количества вагонов в аренде и оперировании.

ЗАО « НефтеТрансСервис » по итогам 2013-го сократило парк в управлении на 5 тыс. ед., или на 7,8%, по сравнению с началом года, что произошло вследствие уменьшения количества арендованных вагонов на фоне снижения доходности. Группа Globaltrans, напротив, увеличила парк в управлении почти на 5% - за счет расширения арендованного парка. Кроме того, в 2013 году Globaltrans привлекал около 11 тыс. вагонов для обеспечения заключенных в 20122013 гг. контрактов на перевозки грузов холдинга «Металлоинвест» и группы «ММК».

Масштабные укрупнения

В связи с резким ухудшением ситуации в экономике в текущем году и сокращением объема железнодорожных перевозок ожидается ускорение процесса консолидации отрасли. В частности, с рынка постепенно уходят компании, не обеспеченные грузовой базой. Так, в управлении ООО «Сибуглеметтранс» (СУМТ) к 1 января 2014-го находилось всего 530 вагонов, тогда как еще в 2012-м их было свыше 6,8 тыс. ед. Сокращение парка было обусловлено продажей ООО «Кузбасская транспортная компания» - СП ООО «СУМТ» и ОАО «Кузбасская топливная компания» (один из крупнейших российских производителей угля, в котором СУМТ контролировал 50,02%).

В 2013 году в состав холдинга «РТК» (консолидированные активы восьми компаний, включая ЗАО «Русагротранс», ООО «Грузовая компания» и ООО «А-Транс») вошло ООО «ТрансЛес» (порядка 9 тыс. платформ). В итоге парк в управлении ГК «РТК» вырос на 3% и холдингу удалось войти в Топ-5 ведущих игроков рынка.

Компания «Технотранс», специализирующаяся на перевозке зерна, укрупнилась до 1,5 тыс. вагонов. В апреле 2014-го она заключила контракты на поставку 2 тыс. зерновозов с увеличенным объемом кузова. Стоит отметить, что ООО «Технотранс» тесно сотрудничает с агропромышленным холдингом «Содружество». Более того, компании намерены вместе приобрести 10 тыс. зерновозов (по 5 тыс. каждая), чтобы к 2017-му увеличить объем перевозок зерновых грузов до 8 млн. т в год и занять почти 20% рынка.

Наиболее активно в сегменте самостоятельного управления парком в 2013 году развивалось ООО «УВЗ-Логистик» (дочернее предприятие ОАО «НПК «Уралвагонзавод»). Прирост составил 18,5 тыс. вагонов. Отметим, что в прошлом году было анонсировано создание СП ОО О «УВЗ-Логистик», Rail Garant и ЗАО «Спецэнерготранс». Однако в связи с ухудшением конъюнктуры рынка железнодорожных перевозок (значительное падение доходности и погрузки) данная сделка так и не состоялась. Также ООО «УВЗ-Логистик» в апреле 2014-го обсуждало возможность объединения активов с УК «РэйлТрансХолдинг». Однако, по состоянию на август, сведений о сделке не поступало.

Один собственный вагон лучше двух арендованных?

В условиях падения доходности от оперирования и сложившегося профицита вагонов ключевым источником привлечения средств для операторов и вывода с баланса дешевеющих активов для грузовладельцев продолжают оставаться сделки возвратного лизинга. В частности, еще в начале 2013-го ЗАО «НефтеТрансСервис» заключило 7-летний договор возвратного лизинга на 3,3 тыс. цистерн с ЗАО «Сбербанк Лизинг». В этот же период истек срок договоров финансового лизинга на 11,3 тыс. полувагонов ХК «Новотранс». После перехода в собственность ХК «Новотранс» данные вагоны были проданы и снова взяты на условиях финансового лизинга. Также в 2013 году сделки возвратного лизинга на 4,3 тыс. вагонов совершило ООО «А-Транс», входящее в ГК «РТК». В I квартале 2014-го ОАО «ПГК» через инструмент возвратного лизинга приобрело свыше 5,3 тыс. ед. подвижного состава, а ОАО «СУЭК» в начале 2014 года выкупило около 290 полувагонов, находящихся в финансовом лизинге, затем выкупленный парк (вместе с собственными 2,2 тыс. полувагонов) был продан (предположительно, по схеме возвратного лизинга). Парк в собственности ОАО «ФГК» в 2013 году увеличился почти на 9 тыс. ед. за счет приобретения 2,9 тыс. новых вагонов и перехода подвижного состава, ранее находившегося в аренде, в собственность компании. Вследствие низкого спроса на новые вагоны в течение 2013 года крупнейшие вагоностроительные предприятия пересматривают свои производственные планы в сторону сокращения и компенсируют издержки за счет передачи продукции в аффилированные транспортные компании (в том числе лизинговые). Такой стратегии в 2013 году придерживались НПК «УВЗ» и Тихвинский вагоностроительный завод. В начале июня 2014-го стало известно, что ГК «Объединенная Вагонная Компания», куда входит лизинговая компания RAIL1520 и Тихвинский ВСЗ, создала операторскую компанию -ООО «Восток1520», которой будут поставляться инновационные вагоны Тихвинского ВСЗ и которая будет специализироваться на тяжеловесных грузоперевозках.

Объем равно прибыль?

Лидером рейтинга вот уже несколько лет подряд становится UCL Rail. Объем грузоперевозок оператора за 2013 год составил 243,2 млн. т, сократившись на 0,7% относительно 2012-го. Снижение произошло вследствие усиления конкуренции на рынке при сокращении погрузки. В свою очередь, это повлекло за собой и снижение выручки - на 21,5% относительно 2012 года (до 104,2 млрд. руб.).

ОАО «ФГК» за 2013-й сократило объем перевозок на 6,9%, при этом выручка снизилась на 20,6% (до 53,2 млрд. руб.). Данная тенденция была вызвана резким падением арендных ставок на подвижной состав, возникшим вследствие образовавшегося на рынке профицита вагонов и возврата полувагонов из аренды ОАО «РЖД». Кроме того, в 2013 году компания понесла затраты, связанные с инновациями и модернизацией основных средств, включая продление срока службы подвижного состава, а также разработкой новых моделей.

По оценке специалистов INFOLine, выручка ЗАО «НефтеТрансСервис» в 2013-м составила 41 млрд. руб., сократившись на 5,3% относительно предыдущего года. При этом объем перевозок вырос на 20,4% за счет приобретения в конце 2012-го оператора «ЕвразТранс» (переименовано в «Транс Интеграция»), перевозившего порядка трети всех грузов металлургического холдинга «Евраз».

Globaltrans за прошлый год увеличил объем перевозок в собственных и арендованных вагонах на 15,6% (до 86 млн. т). Данный рост стал результатом реализации стратегии приобретения грузовой базы, которой Globaltrans придерживался в 2012 году, заключив контракты на перевозки металлургического холдинга «Металлоинвест» и ММК.

Почти в 7 раз относительно 2012-го выросли перевозки ООО «УВЗ-Логистик». Это произошло за счет значительного роста подвижного состава в управлении компании, а также благодаря приобретению доступа к дополнительной грузовой базе (в частности, был заключен договор с угольной шахтой «Заречная»).

В 2 раза за аналогичный период увеличился объем перевозок ООО «РТ Оператор». ГК «РТК» же удалось нивелировать значительное па дение перевозок зерна (почти на 55%) ростом перевозок других грузов (удобрений, строительных материалов, лесных грузов и т. д.), однако в целом по итогам 2013-го объем перевозок грузов холдинга сократился на 0,1%. Крупнейший контейнерный оператор ОАО «ТрансКонтейнер» из-за усиления конкуренции на рынке сократил объем перевозок на 2%.

Выручка ООО «Трансойл» в 2013 году выросла на 4,3%, что обусловлено активным развитием маршрутной сети в направлении портов, увеличением грузооборота и доли перевозок светлых нефтепродуктов. Выручка группы Globaltrans увеличилась на 9,3%, чему способствовал рост объема перевозок компании и использование собственных локомотивов при перевозках нефтеналивных грузов. ОАО «СГ-Транс» увеличило консолидированную выручку сразу на 50% благодаря росту объема перевозок, расширению клиентского портфеля и географии перевозок, а также завершению консолидации активов.

Наиболее значительную динамику по выручке показало ООО «УВЗ-Логистик» (рост почти в 3 раза, до 6 млрд. руб.), вследствие чего компания поднялась на 12 позиций в рейтинге и заняла 18-е место. Рост выручки ООО «УВЗ-Логистик» был обусловлен значительным наращиванием парка в управлении и увеличением объема перевозок.

В то же время самое существенное падение выручки произошло у ХК «Новотранс» - на 27,7%. Основная причина - снижение доходности оперирования полувагонами и пересмотр контрактов с ХК «СДС».

Михаил Бурмистров, генеральный директор «INFOLine-Аналитика»

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер08.09.2014