02-03-19 / 2019
Новости отрасли
Свежая идея

Железнодорожные компании "пространства 1520" активно пользуются достаточно новым инструментом внедрения новых технологий – сотрудничеством со стартапами. При этом интерес вызывают инициативы как в сфере IT-технологий, так и в области технической эксплуатации подвижного состава.

Цифровизация

Арман Нурушев, вице-президент по информационным технологиям АО "НК "Казахстан темир жолы":

– Наша компания интересуется блокчейн-технологиями в транспортно-логистической отрасли. В рамках государственной программы "Цифровой Казахстан" наша компания разработала собственную программу – "Цифровая железная дорога", направленную на автоматизацию основных бизнес-процессов КТЖ. В настоящее время 90% мирового товарооборота обеспечивается в контейнерах, в доставке каждого из которых участвуют около 30 звеньев логистической цепи, между которыми проходит более 200 единиц информационных взаимодействий. Внедрение блокчейн-технологий может серьезно упростить контроль за логистическими цепочками. В настоящее время КТЖ рассматривает стартапы, предлагающие решения в этой области, для дальнейшего сотрудничества.

Финал

Антон Саболевский, директор Департамента стратегического развития и инвестиционной политики АО "Укрзализныця":

– В сентябре на Украине стартовала инкубационная программа Future of Mobility Lab. UZ edition, направленная на ускорение развития инноваций на железнодорожном транспорте. Это пилотная программа для стартапов, разработанная специалистами "Укрзализныци" и компании "1991 Open Data Incubator", которая призвана обеспечить подбор и интеграцию новых технологий в работу государственных предприятий. Более 60 проектов претендовали на участие в программе, из них экспертное жюри отобрало 20 команд-полуфиналистов. В финал прошли десять лучших инициатив, предлагающих технологии из самых разных сфер деятельности железной дороги, с ними работают наши менторы, а также представители "1991 Open Data Incubator" в рамках трехмесячной инкубационной программы. Из этих стартапов в ближайшее время мы выберем от четырех до пяти инициатив, после чего расскажем о победителях поподробнее.

Приоритет

Жиль Десанж, директор по стратегии Группы GEFCO (дочерняя компания ОАО "РЖД"):

– GEFCO определяет инновации как ключевой фактор в сохранении высокого качества предоставляемых услуг. Сотрудничество со стартапами играет важную роль, в частности GEFCO работает с экосистемами стартапов на принципах взаимовыгодного сотрудничества и с 2018 года стала партнером одного из ведущих стартап-акселераторов, Techstars. Благодаря экспертизе и широкой сети нового партнера Группа планирует вести более эффективный поиск стартапов для действующих пилотных проектов и возможностей для развития бизнеса.

В планах компании – сосредоточить свою деятельность в области инноваций на нескольких ключевых бизнес-направлениях, что выведет как обслуживание клиентов, так и эффективность рабочих операций на качественно новый уровень.

Основные направления бизнеса – оптимизация процесса перевозок и маршрутов, решения, основанные на аналитическом прогнозировании, совмещенные с функцией мониторинга и отслеживания грузов, а также новые информационные услуги и автоматизация контроля над задачами, выполняемыми с помощью роботов. Среди вспомогательных направлений – автоматизация финансовых процессов, интеграция клиентов и поставщиков как равноправных партнеров, "умное" управление контрактами и услуги по созданию специализированных виртуальных помощников ("чат-ботов"). По большинству указанных направлений GEFCO уже работает над пилотными проектами или совместно развивает идеи, предложенные стартапами.

Один из инновационных проектов, поддержанный GEFCO и использованный совместно с компанией Descartes, – WinRoute. Его возможности позволяют нам учитывать требования клиента для разработки вариантов выполнения задачи, обеспечивая победу в тендере. Что касается исследований по оптимизации, использование WinRoute позволяет пересмотреть объем участия локальных агентств GEFCO, помочь управлять перевозками сборных грузов и составлять планы перевозок.

Наука

Элла Петермане, руководитель проектов корпоративных коммуникаций государственного железнодорожного концерна Латвии Latvijas dzelzcels (LDz):

– LDz уже сотрудничает с учеными в деле создания инновационных решений. В качестве примера можно упомянуть договор, подписанный в 2016 году с чешской компанией CZ LOKO и канадским предприятием Ballard Power Systems. Он предусматривает разработку технологического решения по созданию водородно-электрического локомотива на базе маневрового тепловоза ЧМЭ3. Прототип подобного локомотива Hyloco разработан в сотрудничестве с Латвийской водородной ассоциацией и летом 2017 года представлен на международной выставке в Казахстане EXPO Astana 2017.

В сотрудничестве с предприятием ООО "Baltic 3D.eu" дочернее предприятие LDz ООО "LDz ritosa sastava serviss" занимается поиском решений, позволяющих заменять вспомогательные детали локомотивов аналогичными деталями, распечатанными на трехмерном принтере.

В свою очередь, ООО "LDz ritosa sastava serviss" и ООО "LDz Cargo" (дочерние предприятия LDz) совместно с предприятием ООО "DiGAS" в настоящее время воплощают в жизнь проект оснащения тепловозов двойной топливной системой, то есть маневровые локомотивы оснащаются также приводом на природном газе. Цель проекта – выяснить, как можно заменить дизельное топливо и какую выгоду можно получить от этого. В настоящее время оборудованный системой двойного привода локомотив работает в тестовом режиме, после чего будут проведены расчеты и анализ полученных результатов. Существенно, что с предложением данного проекта к LDz обратилось ООО "DiGAS", что подтверждает открытость LDz к реализации инновационных идей.

Перспектива

Мирон Гагауз, главный инженер ГП "Железная дорога Молдовы":

– На сегодняшний день мы занимаемся решением насущных проблем и пока не рассматривали использование стартапов как дополнительный инструмент внедрения новых технологий в железнодорожную отрасль. В будущем, когда мы решим первоочередные вопросы, стоящие перед компанией – в первую очередь это обновление фондов ЖДМ, акционирование компании, – мы обязательно вернемся к рассмотрению новых технологических инициатив "молодых" компаний.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152002.03.2019