27-05-14 / 2014
Новости отрасли
"Сумма" не меняется

Президент Группы "Сумма" Александр Винокуров и губернатор китайской провинции Цзилинь Баинь Чаолу подписали 20 мая соглашение о сотрудничестве при реализации проекта "Большой порт Зарубино" в Приморском крае. Накануне группа "Сумма" призналась в убыточности своих работ, после чего внезапно заключила ряд больших контрактов. Многие эксперты сходятся во мнении, что внутренние и внешние долги компания покрывает за счет хороших связей с государственными чиновниками.

В конце апреля российское правительство санкционировало сделку, в результате которой Группа компаний "Сумма" отказывается от нефтеналивной инфраструктуры Новороссийского морского торгового порта в пользу ОАО "Транснефть". Взамен этого холдинг, которым владеет дагестанский миллиардер и бывший сокурсник Аркадия Дворковича Зиявудин Магомедов, получает контроль над терминалами, "сухими" активами порта и, по-видимому, готовится к выкупу государственной доли в ОАО "НМТП". Финансовые показатели "Суммы" не только не делают из нее привлекательного партнера, но и несут для государства серьезные риски. Тем не менее, сделки продолжают заключаться. "Большой порт Зарубино" запланировано возвести в бухте Троицы, в 18 км от границы России с Китаем. Его грузооборот должен составить 60 миллионов тонн в год. Предполагается построить естественно защищенный глубоководный порт с круглогодичной навигацией. До 60% грузооборота порта придется на транзитные перевозки грузов из северных в южные провинции Китая. Общий объем вложений в проект составит более 40 миллиардов рублей.

Также недавно стало известно, что интермодальный оператор FESCO, основным акционером которого является "Сумма", до 2020 года планирует инвестировать в сеть терминалов в России $200-400 милионов. Осуществляться то будет в рамках стратегии развития до 2020 года. В кулуарах Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), как передает ИТАР-ТАСС, об этом сообщили менеджеры компании. Кроме "Суммы", владеющей 32,5% акций, активами FESCO управляют GHP Group (23,8%) и TPG (17,4% акций).

Наблюдая жизнь "Суммы" в последний год, эксперты и журналисты приходят к выводу о том, что без особого расположения государственной власти такой бизнес бы едва продержался. Компания, первоначально получившая широкую известность после скандального проекта реконструкции "Большого театра", теперь заметна во многих ключевых сферах экономики и бизнеса.

Предполагется, что продажа нефтеналивных мощностей поможет холдингу Зиявудина Магомедова раздать старые долги. Однако, едва ли эти манипуляции спасут его от новых. В прошлом году в холдинге Зиявудина Магомедова подавляющая часть компаний, включая НМТП, работала "в минус", а сам бизнесмен признал наличие проблем и задержки в выплате зарплаты. Заявил он и о грядущих кадровых перестановках в составе провинившегося топ-менеджмента, который был лишен за финансовые провалы годовых премий. Холдинг тратит на свое расширение огромные суммы, а ликвидность держит за счет государственных заказов, которыми обеспечивает себя, очевидно, благодаря связям Магомедова.

По информации "Ведомостей", доля "Суммы" в ОАО "НМТП" может увеличиться с нынешних 27,7 до 63,3%. Прирост в 35,6% обеспечат акции, контролируемые пока что ОАО "Транснефть". Росимущество со своей стороны якобы готовится передать "Сумме" свою 20-процентную долю, доведя таким образом участие этого холдинга в ОАО "НМТП" до внушительных 83,3%. Даже с учетом того, что государство сохранит за собой блокирующую "золотую" акцию, происходящее никак не соответствует идеологии эффективного использования крупного бизнеса в интересах государства. К тому же, если нерыночная поддержка со стороны определенных сил в государстве внезапно исчезнет или ослабнет, последствия неминуемого падения "колосса" могут оказаться слишком заметны для российской экономики.

 

ИсточникДатаНаименование материала
ПортНьюс27.05.2014