28-03-14 / 2014
Новости отрасли
Сумма двух океанов

Масштабные логистические бизнес-проекты группы «Сумма» имеют тенденцию к расширению. На днях подконтрольная группе компания «ФЕСКО» и японская «Марубени» подписали соглашения о сотрудничестве. Крупные китайские и южнокорейские компании тоже не остались в стороне.

Азиатский рынок остро нуждается в поставках российских ресурсов, и транспортно-логистические возможности в этой ситуации играют первоочередную роль. Строительство нефтяного терминала в Роттердаме, где «Сумма» 13 февраля получила 100-процентный контроль над оператором проекта, и азиатские договоренности стали важнейшими вехами в деятельности холдинга, принадлежащего Зиявудину Магомедову (на фото). Но главная новость - получение 26 марта «Суммой» блокирующего пакета акций (26,6%) Новороссийского морского международного порта.

Долгая конфронтация между «Транснефтью» и структурой Магомедова по поводу совместного управления Новороссийским портом, похоже, закончилась.

Видимо, не обошлось тут и без вмешательства президента России. Но не стоит списывать со счетов и экономические соображения противоборствующих сторон.

Игнорировать стремительно развивающуюся компанию Магомедова стало невозможно.

Поступательное развитие структур группы «Сумма» в прошлом году несколько замедлилось в связи со спорами вокруг получения контроля над Новороссийским портом. Государственные компании «Роснефть» и «Транснефть», учитывая влияние во власти их руководителей Игоря Сечина и Николая Токарева, вступили в затяжную борьбу с «Суммой». Вероятно, смягчению их позиции способствовали события вокруг Крыма. В условиях ужесточения западных санкций частная компания менее подвержена ограничениям, связанным с политической конъюнктурой. Тем более что «Сумма» намерена вложить $300 млн в строительство зернового и контейнерного терминалов в украинском Николаеве. Реализация проекта зависит от политической ситуации в Украине.

Кроме того, «Роснефть» еще в начале февраля выразила заинтересованность в совместном участии в строительстве терминала в Роттердаме, стартующем с середины 2014 года. Объем инвестиций оценивается в 1 млрд евро.

«Транснефть» также готова начать переговоры с «Суммой» о строительстве нефтяных терминалов вблизи Махачкалинского морского порта. Как сообщил глава «Транснефти» Николай Токарев, компания заинтересована в дополнительных мощностях на том берегу Каспия - в Казахстане ожидается рост объемов добычи. Кроме того, терминал потребуется и для перевалки туркменской нефти.

Тем временем показатели работы портов Каспийского бассейна за два месяца текущего года не радужные. Объем перевалки грузов в морских портах Каспийского бассейна составил 1,1 млн тонн, снизившись на 15,2%, в том числе сухогрузов - на 31,5%, до 0,4 млн тонн, наливных грузов - на 4,1%, до 0,8 млн тонн. Грузооборот астраханского порта упал на 35,9%, до 0,26 млн тонн, порта Махачкала - на 3,1%, до 0,8 млн тонн. Наблюдается резкое падение оборотов контейнеров (65,9%) и каботажа (58,8%). В этой связи приход группы «Сумма» в регион сулит стратегические перспективы развития логистики. Наращивание российского экспорта продовольствия в Азию во многом ограничивается нехваткой мощностей по перевалке. Инвестиции «Суммы» и в этом сегменте будут как нельзя кстати.

По сообщениям СМИ, в прошлом году «Сумме» удалось получить блокирующий пакет акций и ведущей российской транспортной компании - «Трансконтейнер».

Другой крупнейший транспортный оператор - ФЕСКО, перекупленный Магомедовым в 2013 году у Сергея Генералова, - стратегическим направлением деятельности считает тихоокеанский регион.

Учитывая геополитическую ситуацию в мире, приоритетным для российской экономики может стать азиатско-тихоокеанский регион. Заявленное Ираном ответное эмбарго на поставки нефти европейским странам и наращивание сотрудничества с Россией могут сделать ключевыми транспортные коридоры Восток - Юг. Тем более что иранцы намереваются увеличить экспорт в Россию фруктов и овощей - одной из крупных статей своего экспорта. Вбрасывалась информация и о перевалке иранской нефти через российские порты. Проекты по строительству канала, соединяющего Каспийское море и Персидский залив, в случае их осуществления могут позволить совершить транспортную революцию.

Недавно практически завершилось строительство железнодорожного сообщения между Ираном и Средней Азией. Обойти вниманием столь серьезные тренды в транспортной политике структуры Зиявудина Магомедова, естественно, не могут. К ведущим позициям «Суммы» в балтийском, азово-черноморском и тихоокеанских бассейнах органично может добавиться и реализация бизнес-проектов в южном секторе транспортной инфраструктуры страны и зарубежных государств, по всему побережью каспийского бассейна с выходом на Индийский океан.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Новое дело28.03.2014