09-02-17 / 2017
Новости отрасли
«Сумма» довела до вагонов

Старший брат другого совладельца и председателя совета директоров группы "Сумма" Зиявудина Магомедова – Магомед владеет 50% компании "Рэйлтрансхолдинг". Об этом "Ведомостям" рассказали два человека, близких к Магомедову и совладельцу и гендиректору ООО "УК "Рэйлтрансхолдинг" Сергею Шпаку. Собеседники не уточнили, когда состоялась сделка и ее сумму. Оба лишь утверждают, что это была личная инвестиция Магомедова. Один из них говорит, что бизнесмен купил долю в кипрской Upascomer Services Ltd., владеющей 99% ООО "УК "Рэйлтрансхолдинг".

В Федеральную антимонопольную службу ходатайств на приобретение доли в "Рэйлтрансхолдинге" не поступало, говорит представитель ведомства. Его коллега из "Рэйлтрансхолдинга" от комментариев отказался. С Магомедовым связаться не удалось.

"Рэйлтрансхолдинг" занимается грузовыми железнодорожными перевозками. Сейчас в управлении компании около 21 500 полувагонов, цистерн, платформ, крытых вагонов и хопперов. Также "Рэйлтрансхолдингу" принадлежат Новозыбковский и Армавирский машиностроительные заводы (производство и ремонт подвижного состава), машиностроительный концерн "Ормето-ЮУМЗ", Брянское и Армавирское вагоноремонтные депо.

Консолидированные финансовые показатели компания не раскрывает. Основной доход "Рэйлтрансхолдингу" приносит операторский бизнес, знает гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров. 96% парка компании на конец сентября 2016 г. находилось в финансовом лизинге. Финансовое положение "Рэйлтрансхолдинга" оставалось неустойчивым. Иногда даже возникала нехватка оборотных средств для финансирования ремонтов подвижного состава и платежей за пользование железнодорожной инфраструктурой, говорит Бурмистров. Проблемы "Рэйлтрансхолдинга" Бурмистров объясняет тем, что в 2015 г. и первом полугодии 2016 г. компания вынуждена была работать преимущественно в низком ценовом сегменте, где маржа существенно ниже рыночной, или сдавать подвижной состав в аренду более крупным операторам.

Бывший сенатор

Магомед Магомедов родился в 1967 г. Окончил экономический факультет МГУ. Занимался бизнесом с 1990-х гг. С 1995 г. вместе с партнерами контролировал банк "Диамант". Его предправления тогда был Алексей Френкель, впоследствии осужденный на 19 лет за организацию убийства зампреда ЦБ Андрея Козлова. В 2002–2009 гг. Магомедов был членом Совета Федерации от Смоленской области. В управлении группой "Сумма" не участвует.

Дошло до того, что в сентябре прошлого года "ВЭБ-лизинг" забрал у компании 16 000 вагонов и передал Федеральной грузовой компании ("дочка" РЖД). Обычно такое происходит, когда оператор не заплатил лизингодателю за два месяца, говорит топ-менеджер одного из железнодорожных операторов.

Из оставшегося у "Рэйлтрансхолдинга" подвижного состава почти 80% приходится на взятые в лизинг у "ВЭБ-лизинга" (16 200). Сейчас это крупнейший клиент лизинговой компании. Предыдущий менеджмент "ВЭБ-лизинга" под руководством Вячеслава Соловьева в 2015 г. при передаче 14 500 вагонов от "Спецэнерготранса" в "Рэйлтрансхолдинг" предоставил новому лизингополучателю уникальные условия: на первое время лизинговые платежи были снижены в 4–6 раз, но затем должны резко вырасти, чтобы компенсировать первоначальную скидку. Это должно произойти в апреле, говорит близкий к "ВЭБ-лизингу" человек. Соответственно, в компании опасаются, что оператор не сможет осилить такие платежи, добавляет он.

"ВЭБ-лизинг" уже начинает думать, кому он в случае неплатежей может передать парк. На прошлой неделе в ВЭБе даже прошло специальное совещание, на котором в числе прочих обсуждалась и эта проблема, говорит близкий к "ВЭБ-лизингу" человек. После смены менеджмента в "ВЭБ-лизинге" в прошлом году было очевидно, что ряд сделок, которые заключало предыдущее руководство, будет пересмотрен, указывает Бурмистров. Поэтому менеджмент "Рэйлтрансхолдинга" справедливо ожидал, что парк в ближайшее время будет изъят, и не только не осуществлял платежей по лизингу, но и ограниченно финансировал капитальные и деповские ремонты, продолжает эксперт.

Но сейчас компания пытается договориться с лизингодателем, говорит знакомый Шпака. По его версии, Магомедов как раз и появился как потенциальный спаситель компании.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Vedomosti.ru09.02.2017