21-05-12 / 2012
Новости отрасли
СУЭК - в шаге от контроля над Мурманским портом

Миноритарии ММТП рассчитывают на оферту, а угольные компании, переваливающие грузы в Мурманске, - на справедливые условия. Но и те и другие могут обмануться в своих ожиданиях

В течение года государство намерено продать на аукционе 34% голосующих акций Мурманского морского торгового порта ( ММТП).

Ажиотажа в ходе приватизации предприятия ждать не стоит: скорее всего, госпакет достанется Сибирской угольно-энергетической компании (СУЭК) Андрея Мельниченко. Сейчас СУЭК официально владеет 24,9% порта. По неофициальной же информации, в 2011 году сибирская компания смогла собрать 63,5% голосующих акций ММТП. Самое интересное теперь - как поведет себя новый владелец.

Угольное окно

ММТП - практически единственный перевалочный пункт угля в Северном морском бассейне. Альтернатива ему - разве что порт Архангельска, но у того пропускная способность в четыре раза ниже. Относительно недалеко расположены балтийские порты, однако они специализируются на других перевозках: Большой порт СанктПетербург - на генеральных грузах и контейнерах, порт Приморск - на нефти и нефтепродуктах. Порт Усть Луга и Высоцк могут переваливать по 4 млн тонн угля, но этого явно недостаточно для всех потребностей российских угольщиков.

Основное направление внешних поставок угля из ММТП - страны Западной Европы, в частности Испания, Нидерланды, Бельгия, Франция, Великобритания. Технические возможности ММТП позволяют ежегодно экспортировать на европейский рынок до 14 млн тонн угля. Мощности по перевалке других грузов скромнее: потенциально - около 6 млн тонн удобрений, руды и генеральных грузов. Основные клиенты ММТП - СУЭК, "Кузбассразрезуголь", Eagle Energy (входит в "Мечел") и итальянская Сoeclerici Coal (см. "Северные ворота").

Прошлой осенью был продан контрольный пакет акций ММТП. Тогда свои бумаги на аукцион выставили структуры Николая Егорова (его компания Specialized Project Investments владела 34,97% акций) и Сослана Хоребова ( Laterium Commercial, 12,68%). Уже тогда было понятно, что порт мог быть интересен в первую очередь угольщикам, но ММТП находится не в лучшей форме: последний раз причалы реконструировали полвека назад, и они не отвечают современным требованиям. Осенний аукцион не вызвал шквала заявок. Ведь помимо средств на покупку самого порта новому акционеру пришлось бы вложить порядка 10 млрд рублей на приведение в порядок инфраструктуры.

В результате аукциона контроль над одним из важнейших портов страны достался малоизвестной компании "Гар сия", которая предложила за этот актив 7,65 млрд рублей. Пошли гадания, кто же стоит за "Гарсией ". Покупателями порта назывались разные структуры, от Gunvor Геннадия Тимченко до "Мечела" Игоря Зюзина, пока в феврале 2012 года СУЭК не вывел из офшора свои бумаги. После этого стало ясно, что главным претендентом и на предстоящем аукционе по продаже госпакета Мурманского порта станет именно СУЭК.

Эта покупка для сибирской компании вполне логична: в 2011 году порт перевалил 10,765 млн тонн угля, из них 70% пришлось именно на уголь СУЭКа. То есть сибирская компания дает более 50% от совокупного грузооборота в порту. "На сегодня треть добываемого компанией угля идет на экспорт, и эта доля, согласно планам предприятия, будет расти. Развитие европейского направления сбыта планируется осуществлять именно через Мурманск. Поэтому приобретение ММТП - естественный шаг в рамках стратегического развития компании", - говорит Ольга Тотова, аналитик "Унисон капитала".

Вырастить экспорт

Добывающие мощности СУЭКа в основном сосредоточены в центре России. И поэтому он может наращивать экспорт как на восточном, так и на западном направлении. На востоке с инфраструктурой у угольной компании все в порядке: рядом с портом Ванино она построила свой терминал " Дальтрансуголь", который перевалил в 2011 году 10 млн тонн угля из 33 млн тонн, отправленных СУ ЭКом на экспорт. Поэтому следующий логичный шаг - приобретение логистической инфраструктуры на западе, то есть Мурманского порта. Фактически в СУЭКе выстраивается собственный транспортно-логистический бизнес.

Владелец холдинга Андрей Мельниченко неоднократно говорил, в том числе выступая в СМИ, что его компания будет снабжать страны Европы в основном из Мурманска (а также примет участие в строительстве порта Тамань - для повышения конкурентоспособности СУЭКа на средиземноморском рынке).

А это значит, что нынешней пропускной способности Мурманского порта СУЭКу попросту может не хватить. Как компания будет решать эту проблему - пока непонятно. "Вряд ли СУЭК станет особенно ущемлять права своих конкурентов, введя жесткие ограничения, - считает Ольга Тотова. - При высокой вероятности развития неблагоприятного для себя сценария грузоотправители уже выразили бы свое беспокойство". Однако риск монополизации ММТП в пользу нового владельца в ущерб другим грузоотправителям все равно остается. "Опыт показывает, что, когда в порт приходит стратегический инвестор, имеющий и другие бизнесы, интересы прочих грузоотправителей страдают - приоритетным для такого инвестора становится обслуживание его собственных бизнесов ", - констатирует старший аналитик ИФК " Метрополь" Андрей Рожков. Видимо, похожие опасения есть и у угольщиков: так, " Кузбассразрезуголь " , который также является крупным экспортером угля через Мурманск, уже анонсировал строительство здесь своего угольного терминала.

Впрочем, пока СУЭК ведет себя очень осторожно. Так, на покупку государственного пакета сибирская компания подала заявку не одна, а в консорциуме с Alfa Capital Holdings, подконтрольной Альфабанку. Этот консорциум может снять сразу несколько острых вопросов для СУЭКа.

Под прикрытием "Альфы" "В непосредственном владении СУЭКа будет находиться пакет в 49,99% акций Мурманского порта, что позволит избежать согласования сделки с правительственной комиссией по иностранным инвестициям и выставления обязательной оферты. Другими словами, наличие в акционерном капитале порта офшорных структур, создание консорциума с Альфабанком для участия в аукционе по приватизации 34% ММТП и опыт выставления СУЭКом оферт по другим сделкам дают основание полагать, что последний уйдет от обязанности выставления оферты по Мурманскому порту", - констатирует Тотова.

Миноритарные акционеры Мурманского порта, покупавшие бумаги с прицелом на оферту, которую должен будет выставить новый собственник, не хотят верить в негативный сценарий. Так, частный инвестор Виктор Никитенко считает, что по акциям ММТП оферта будет: "В последнее время СУЭК стремится консолидировать 100% во всех " дочках". (См. " Как СУЭК поглощает " дочек "". - " Эксперт".) Объясняется это просто: сегодня акции стоят очень мало, и у мажоритарных акционеров есть шанс собрать интересные активы задешево ".

Надеется на оферту и другой акционер ММТП - Элвис Марламов. Он считает, что сейчас СУЭК готовится к IPO, а инвесторы на мировых рынках любят, когда все дочерние предприятия на 100% принадлежат материнской структуре. Да и в преддверии публичного размещения акций "вредить миноритарным акционерам "дочек" СУЭК вряд ли будет ", добавляет Марламов.

Сам СУЭК отказался комментировать сделки с акциями ММТП и вероятность выставления оферты, однако все из тех же заявлений Андрея Мельниченко можно сделать вывод, что публичного размещения сибирская компания не планирует: конечной целью обозначена продажа угольных активов генерирующим компаниям.

ММТП никогда не был прозрачной и популярной компанией, однако ряд мелких инвесторов охотно приобретал его акции - во-первых, в расчете на будущие поглощения и оферты, а во-вторых, из-за дивидендов, которые ММТП платил исправно. Однако теперь ситуация может в корне измениться. Мурманский порт ждет большая инвестпрограмма, обычно в таких случаях дивиденды или не выплачиваются вовсе, или становятся символическими. А СУЭКу хорошие отношения с миноритариями могут быть и вовсе не нужны.

В непосредственном владении СУЭКа будет находиться пакет в 49,99% акций Мурманского порта, что позволит избежать согласования сделки с правительственной комиссией по иностранным инвестициям и выставления обязательной оферты

Северные ворота

Мурманский морской торговый порт располагает 17 причалами общей протяженностью около 3 тыс. метров и способен принимать суда типа Panamax грузоподъемностью до 80 тыс. тонн.

Сейчас портовые мощности ММТП недозагружены и могут быть увеличены с 15 до 20 млн тонн грузов при сохранении существующей инфраструктуры. Но федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России" предусматривает строительство на берегах Кольского залива четырех новых терминалов и ряда объектов инфраструктуры, что может в числе прочего увеличить пропускную способность ММТП. "В перспективе порт Мурманск будет позиционироваться как международный глубоководный хаб-центр, который гармонично впишется в структуру мировой транспортно-логистической системы", - говорится на сайте ММТП.

Если ФЦП будет реализована, то Мурманский узел станет крупнейшим перевалочным пунктом в стране, а ММТП войдет в пятерку крупнейших портов России.

Как СУЭК поглощает " дочек "

Сибирская угольно-энергетическая компания владеет несколькими добывающими предприятиями, акции некоторых из них можно приобрести на биржевом и внебиржевом рынках. Но СУЭК такое положение вещей не устраивает. В сентябре 2011 года стало ясно, что он решил консолидировать по 100% акций в компаниях "СУЭК-Красноярск", чьи бумаги обращаются на бирже ММВБ, и "СУЭК-Кузбасс", акции которой можно приобрести на внебиржевом рынке.

Осенью прошлого года СУЭК снизил свою долю в "СУЭК-Красноярске" с 98,07 до 88,07%. После чего в марте 2012-го последовала оферта миноритариям. В рамках этой оферты СУЭК сможет восстановить свою долю до 98,07%, что откроет дорогу к squeez out - полному выкупу бумаг у мелких акционеров "СУЭК-Красноярска". При этом в рамках последней оферты бумаги "СУЭККрасноярска" были оценены в 4,8 рубля, тогда как предыдущие выкупы осуществлялись по 5,64 и 6,84 рубля за акцию. "СУЭК решил наиболее дешевым способом консолидировать 100% акций в "СУЭК-Красноярске"", - говорится в обзоре "Унисон капитала".

Более оптимистично обстоят дела в другой "дочке" - "СУЭК-Кузбассе". В разное время акции этого предприятия для корпоративных нужд СУЭК оценивал в 10,3, 14,56 и 17,38 рубля. Миноритарий Виктор Никитенко считает: если СУЭК будет принудительно выкупать эти бумаги, то их котировки могут превысить и 20 рублей - при последней цене в индикативной системе RTS-Board 8,25 рубля за штуку.

Консолидация акций "дочек" на балансе материнской структуры для СУЭКа имеет огромную экономическую выгоду. Например, "СУЭК-Красноярск" дает треть добычи всей группы и оценен для оферты в 1,3 млрд долларов, тогда как сам СУЭК оценивается аналитиками примерно в 8 млрд.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Эксперт21.05.12Аккуратная покупка