Первая тяжеловесная компания признана недоминирующей
Суд первой инстанции заключил, что ФАС необоснованно запретила Первой тяжеловесной компании (ПТК) покупать группу "Промышленные активы". ФАС аргументировала запрет тем, что существует отдельный рынок перевозок в инновационных полувагонах и на нем структуры ПТК доминируют, а сделка это усугубит. Но суд счел, что границы товарного рынка определены неверно. А на более широком рынке полувагонов в целом доля двух компаний не превысит 10%. Эксперты согласны с судом, считая позицию ведомства необоснованной и предвзятой. Но ФАС уже подала апелляцию и собирается идти в споре до конца.
Арбитражный суд Москвы встал на сторону группы ИСТ Александра Несиса в споре подконтрольной ей и ее партнерам Первой тяжеловесной компании с ФАС. Служба запретила ПТК покупать "Промышленные активы" Андрея Лебедева.
ПТК создана в 2016 году Сергеем Генераловым на основе "Нитрохимпрома" и "Восток1520" (сейчас "Нитрохимпром" за периметром ПТК: его весной купила СУЭК). В 2018 году господин Генералов решил выйти из бизнеса, и после серии сделок к зиме этого года владельцами ПТК стали группа ИСТ и дружественные ей инвесторы. По итогам 2018 года у "Восток1520" объем перевозок составил 47,8 млн тонн, грузооборот - 200 млрд ткм, парк - 36,6 тыс. единиц. В "Промышленные активы" входят оператор "ВМ-Транс" и сервисная компания ТВМ. У "ВМ-Транса" - 13,6 тыс. вагонов.
В конце 2018 года у Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) возникла концепция создания операторского дивизиона. Его основой должна была стать ПТК, которую ГТЛК планировала купить после того, как та, в свою очередь, приобретет "Промышленные активы" и интегрирует их в свой состав. В целом ПТК в этой конфигурации оценивалась в 71,7 млрд руб.
"ПТК-Холдинг", управляющая компания ПТК, осенью 2018 года обратилась в ФАС с ходатайством о приобретении 100% "Промышленных активов". Но 10 декабря служба отказала на основании того, что ПТК является доминирующим субъектом на рынке инновационных полувагонов (с повышенной нагрузкой на ось 25 тс), а сделка только усилит доминирование.
Однако, заключил суд, анализ аналитического отчета ФАС (его служба обязана составлять, описывая товарный рынок) показал: ведомство "нарушило порядок определения продуктовых и географических границ товарного рынка", что "привело к необоснованному сокращению количества участников рынка, искажению данных об объеме товарного рынка, завышению доли заявителя и, как следствие, необоснованному выводу о наличии у него доминирующего положения". Суд не нашел принципиальных преимуществ, делающих невозможным заменить при необходимости инновационные вагоны на обычные, склонившись к мнению, что нужно считать общую долю компаний на рынке полувагонов, которая в случае сделки не превысит 10%: 7,1% - у "Восток1520", 2,6% - у "ВМ-Транса".
В группе ИСТ "Ъ" сообщили, что удовлетворены позицией суда первой инстанции, вынесшего решение в пользу группы и тем самым "подтвердившего правоту ее аргументов". ФАС 9 июля подала апелляцию. В службе "Ъ" сообщили, что продолжат судебное разбирательство и "пойдут до конца".
Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров согласен, что выделять парк с увеличенной осевой нагрузкой в самостоятельный рынок неоправданно, поскольку различия в тарификации и технических характеристиках с типовыми вагонами не влияют на их взаимозаменяемость: "Это как если бы каждая новая модель телефона или компьютера выделялась в самостоятельный рынок". По словам эксперта, проблемы на рынке, как правило, связаны не с монополизацией, которая "мерещится ФАС за каждым кустом", а с действиями недобросовестных или неэффективных собственников и операторов. "Позиция ФАС в отношении целого ряда последних сделок выглядит неестественной и предвзятой и дискредитирует службу в глазах участников рынка и госорганов",- считает господин Бурмистров.
"Выделение тяжеловесных полувагонов в отдельный товарный рынок не имеет под собой оснований,- подтверждает замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук.- У такой деятельности отсутствуют признаки отдельного товарного рынка, предусмотренные порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (220-й приказ ФАС). Есть один рынок - перевозок в полувагонах, и практика их использования, заключаемые контракты показывают, что инновационные и типовые вагоны в рамках этого рынка потребители не разделяют".
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Коммерсантъ | 11.07.2019 |