17-03-14 / 2014
Новости отрасли
Стык проблем

Нарушение технологии временного восстановления рельсовых плетей и просчеты в организации работы дефектоскопического цеха стали причинами крупной аварии на Биробиджанской дистанции пути Дальневосточной дороги.

К сходу привел недостаточный контроль за дефектоскопическим цехом. Как уже писала наша газета, 1 марта на перегоне Биракан – Теплое Озеро в Еврейской автономной области сошли с рельсов 16 вагонов. При осмотре места схода был выявлен излом рубки временного восстановления длиной 8,2 м, которая была уложена в бесстыковом пути 17 февраля бригадой путейцев со станции Биракан.

Как рассказал заместитель начальника Дальневосточной дирекции инфраструктуры по безопасности движения поездов Александр Корчев, в нарушение распоряжения ОАО «РЖД» по текущему содержанию пути шедший на замену рельс не был подобран по износу и после его укладки в стыке возникла вертикальная ступенька до 5 мм. «Из-за нее от динамического воздействия подвижного состава в какой-то момент и произошел излом металла», – пояснил Александр Корчев.

По инструкции восстановление плети должно производиться в присутствии дорожного мастера, но он поручил выполнение работ бригадиру, который, в свою очередь, не проинформировал свое руководство об их качестве.

Стоит отметить, что происшествия можно было избежать. 24 февраля участок обследовали дефектоскопной съемной тележкой, но ни оператор, ни расшифровщик не зафиксировали сигнал от опасного дефекта. На следующий день, то есть почти за трое суток до крушения, путь был проверен вагоном-дефектоскопом, но и он не смог установить наличия неисправности.

Как пояснил начальник центра диагностики и мониторинга инфраструктуры Роман Перегуда, причина в том, что из-за ступеньки в стыке пьезоискательная система дефектоскопа не коснулась части рельса.

В данном случае должен был обязательно последовать вторичный контроль, однако повторное обследование рубки дефектоскопной тележкой своевременно не организовали.

Ничего не дал и последовавший натурный осмотр с участием дорожного мастера и заместителя начальника дистанции. (Поезда все это время шли с установленной скоростью, без ограничения.) В своей объяснительной мастер участка диагностики Евгений Цехановский сослался на загруженность и нехватку людей, а также на данные проверки от 24 февраля, которые он посчитал исчерпывающими.

Побеседовать с Евгением Цехановским корреспонденту «Гудка» не удалось: как сообщили коллеги, он уехал на учебу. В цехе дефектоскопии обсуждать сход не стали: мол, не хотим выносить сор из избы. Отказался от разговора и начальник дистанции Александр Тюлюпа.

На прошедшем в управлении ДВЖД разборе сделали вывод, что сход стал следствием ряда системных проблем. По результатам факторного анализа за 2013 год Биробиджанская дистанция пути признана худшей на Дальневосточной магистрали. У предприятия наибольший показатель риска схода подвижного состава и высокая вероятность излома рельса под поездом.

Справедливости ради нужно заметить, что не все зависит только от дистанции. Например, количество стыков в ходе временного восстановления рельсовых плетей выросло, потому что на дистанции в прошлом году не применялась сварка алюминотермитным способом, который используется при ремонте рельсов в полевых условиях. Дело в том, пояснил первый заместитель начальника ДВЖД Алексей Гладилин, что на дорогу пошел массовый брак комплектов для производства сварочных работ, которые пришлось возвращать изготовителю.

Безусловно, цех дефектоскопии должен играть большую роль в предупреждении ЧП, но контроль над его работой, по мнению специалистов, был слабым. Отчасти корни проблемы в Дальневосточной дирекции инфраструктуры видят в том, что участок диагностики находится не в Биробиджане, а в Бире. К настоящему времени цех оказался бесконтрольным, а итоги его работы рассматривались руководством дистанции формально, признались в дирекции.

Сейчас цех дефектоскопии переводят в Биробиджан. Кроме того, на всей Биробиджанской дистанции организуется сплошной натурный осмотр пути. Особое внимание – местам временного восстановления. Для оказания практической помощи на предприятие командированы лучшие специалисты дистанций со всего транссибирского хода Дальневосточной дороги. Исполнять обязанности руководителя дистанции назначен первый заместитель начальника службы пути региональной Дирекции инфраструктуры Максим Глущенко.

«Здесь возникла система, при которой работы не доводят до конца, хотя есть все для устранения подобных неисправностей. Нет только должной организации», – сказал он.

Нормализовать ситуацию на предприятии будет сложно без решения кадровой проблемы. Несмотря на то что в 2013 году текучка кадров на ДВЖД снизилась к уровню прошлого года до 8,2%, в Биробиджанской дистанции пути она остается высокой – 18,7%. На ряде станций не хватает работников. При этом многие монтеры пути и дефектоскописты не спешат повышать свой разряд.

«Те, кто увольняется, уходят в основном из-за тяжелых условий труда и морально-психологического климата. Зарплата по местным меркам нормальная, но это не главное», – отметил один из работников дистанции.

Необходимо также поднять значение руководителей среднего звена. По словам начальника Дальневосточной дирекции инфраструктуры Сергея Максимцева, дорожный мастер участка в Биракане – молодой специалист, только три месяца работал в этой должности, однако действенной поддержки от руководства дистанции не получал.

Цена просчетов достаточно высока. Только трем из 16 сошедших вагонов не требуется деповской ремонт, повреждено в общей сложности свыше 500 м пути. На время ликвидации последствий аварии были остановлены десять пассажирских и пригородных поездов. Десятки «ниток» графика оказались сорванными и в грузовом сообщении. Материальный ущерб составил почти 25 млн руб.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок17.03.2014