18-04-19 / 2019
Новости отрасли
Строительство железной дороги "Иран-Армения" не значится в списке приоритетов Министра транспорта, связи и информационных технологий РА

Строительство железной дороги не значится в списке приоритетов Министерства транспорта, связи и информационных технологий Армении. Об этом заявил глава ведомства Акоп Аршакян 17-го апреля на встрече с журналистами, комментируя реалистичность проекта строительства железной дороги Иран-Армения. Об этом сообщает АрмИнформ. По словам министра, на данном этапе Армения делает акцент на развитие автомобильных дорог. "Были бы очень богатой страной, возможно, параллельно задумались бы и о строительстве железной дороги, но на сегодня, когда мы строим автодорогу подобных масштабов ("Север-Юг" ред.), железная дорога не числится в списке моих приоритетов", - заявил он.

При этом, как указал Аршакян, при наличии реальных предложений, он с готовностью их обсудит. Но с учетом того, что в черте проекта расположены горные районы, в связи с чем реализация проекта требует значительных инвестиций, и того, что Армения уже серьезно инвестирует в реализацию программы транспортного коридора "Север-Юг", Аршакян считает не особо резонным направление финансовых ресурсов в железнодорожный проект. "По сей день я не видел оценку эффективности реализации программы, во что она нам обойдется и насколько целесообразно ее осуществление", - подчеркнул Аршакян.

Отметим, что о запуске проектов "Южная железная дорога Армении" и "Южная скоростная дорога Армении" (Иран- Армения) было объявлено в январе 2013 года. Тогда же был подписан трехсторонний Меморандум о взаимопонимании по региональному сотрудничеству, направленному на развитие Южной железной дороги Армении, между ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога", Министерством транспорта и связи Армении и компанией "Расиа ФЗЭ". После этого, ничего более предметного по поводу "Расиа ФЗЭ" и переговорах с ней не было заявлено. Компания, согласно подписанному в 2013 году Меморандуму, обязалась в четыре этапа привлечь инвесторов в программу строительства железной дороги Иран-Армения, однако, кроме разработки ТЭО проекта, ничего больше не сделала.

Между тем, 4 сентября 2018 года АрмИнфо сообщало, что компания "Расиа ФЗЭ", которая обязалась привлечь инвестиции в проект строительства железной дороги Армения-Иран, требует от правительства Армении компенсации в размере $160 млн. Согласно Минтрансу, зарегистрированная, по всей видимости, в оффшорной зоне Дубая, компания обратилась с иском в международный арбитраж, о чем проинформировала официальный Ереван.

Еще в мае 2012 года армянская и иранская стороны подписали концессионное соглашение, по которому были проведены обсуждения технико-экономического обоснования и основных задач проектирования, строительства и финансирования данного проекта. Благодаря сотрудничеству между Арменией и инвестиционной компанией "Расиа ФЗЭ" было разработано техническое обоснование реализуемости проекта "Южная железная дорога". На основе изученных фактов предлагалось осуществить строительство железной дороги в течение шести лет. Стоимость проекта была оценена в $3,5 млрд. Планируется, что общая длина дороги на территории Армении составит 305 км. Она будет иметь 86 мостов, общей протяженностью 19,6 км и 60 тоннелей общей протяженностью в 102 км. Строительство согласно представленной программе, должна была завершится в 2022 году. Предполагается, что объем грузоперевозок по железной дороге маршрутом от станции Гагарин (Гегаркуникская область) до Агарака (Сюникская область) составит 25 млн. тонн в год. Эта дорога, которая на 44 км короче запланированного ранее участка Гавар- Агарак, будет подключена к существующей железнодорожной сети.

Независимые наблюдатели считают, что сделка с этой компанией изначально была сомнительной, если не притворной, так как бывшее правительство не могло не знать, что вся компания "Расиа ФЗЭ" помещалась в одном дипломате. Еще тогда старания специалистов АрмИнфо отыскать ее в реестрах компаний ОАЭ, и конкретно Дубая, ни к чему не привели, фактически, следов компании нигде не было.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру18.04.2019