03-12-12 / 2012
Новости отрасли
Строительство выделенной линии ВСМ-1 окажет положительное влияние на грузоперевозки на направлении Москва – Петербург

О том, как может улучшиться ситуация, рассказал генеральный директор компании ОАО «Скоростные магистрали» Денис Муратов. – Денис Гелиевич, сегодня все еще ведутся дискуссии на тему, нужна ли стране отдельная ветка ВСМ или достаточно развивать сеть для скоростных поездов, модернизировать уже имеющиеся линии, где эксплуатируются «Сапсаны». А каково Ваше мнение?

– Я считаю, что в России необходимо развивать как скоростное, так и высокоскоростное железнодорожное движение. Только комплексный подход к созданию развитой, отвечающей требованиям современности, конкурентоспособной инфраструктуры сможет соответствовать целям Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года.

Скоростное движение сегодня осуществляется на обычных железнодорожных линиях, модернизированных под движение скоростных поездов. Вместе со скоростными на этих же линиях курсируют электрички, пассажирские поезда, а также грузовые составы. Как показал опыт «Сапсана», такое совместное движение нескольких видов транспорта по одной инфраструктуре создает множество проблем: пригородные электрички отменяются, грузовые поезда вынуждены отправляться в объезд ОЖД, преодолевая в два раза большее расстояние, а сам «Сапсан», который мог бы разогнаться до 330 км/ч на выделенной магистрали, ограничен в своих возможностях, двигаясь в среднем со скоростью 200 км /ч. После постройки выделенной магистрали, предназначенной только для движения высокоскоростных поездов, все перечисленные проблемы автоматически будут решены.

На тех направлениях, где пассажиропоток невелик, конечно, логичнее под движение скоростных поездов модернизировать уже существующую инфраструктуру. Но если речь идет о соединении крупных экономических и культурных центров, между которыми пассажиропоток ежегодно увеличивается (Москва – Санкт-Петербург, Москва – Екатеринбург), то выбор, конечно, делается в пользу строительства ВСМ.

– В Европе сегодня имеются планы к 2015 году создать сеть высокоскоростных магистралей для грузоперевозок, эти линии должны связать основные хабы – Париж, Амстердам, Франкфурт – и таким образом стать альтернативой для авиаперевозок. Как Вы можете оценить эту идею и возможно ли применить подобный подход в России?

– На мой взгляд, это отличная идея. Пассажирские ВСМ в европейских странах эксплуатируются уже десятки лет, принося обществу и экономике существенные социально-экономические эффекты. Теперь пришло время и для создания ВСМ для грузоперевозок.

Средняя скорость грузовых поездов в России составляет 10 км/ч, а, например, в Китае – 60 км/ч. Только вдумайтесь в эту цифру:10 км/ч! Велосипедист передвигается с большей скоростью! Естественно, ситуацию с грузоперевозками нужно менять. Существует значительный потенциал увеличения объемов контейнерных перевозок, в том числе транзитного из Китая и Восточной Азии в Европу, с использованием преимущественно территории РФ. Первыми шагами для увеличения скорости грузоперевозок может стать разгрузка существующей железнодорожной инфраструктуры (за счет перевода пассажиропотоков на ВСМ) и расшивка узких мест. В дальнейшем можно будет модернизировать существующую инфраструктуру, а также строить скоростные участки, что способствовало бы организации контейнерных перевозок со скоростью 140–160 км/ч.

– Как известно, в Германии и во Франции есть примеры совмещения скоростного и высокоскоростного движения на одних путях. Возможно ли это применить в России?

– Разумеется. В настоящее время мы изучаем успешный западный опыт в этой области.

– Так как в результате повлияет строительство ВСМ-1 на грузовое движение между Москвой и Петербургом? Будет ли это влияние очевидным и как быстро участники грузоперевозки смогут оценить эффект?

– Строительство ВСМ-1 окажет существенный положительный эффект на грузовое движение. Сегодняшняя ситуация с грузовым движением на Октябрьской железной дороге весьма напряженная. Вследствие того, что железнодорожная инфраструктура ОЖД исчерпала свою пропускную способность и сильно изношена, перевозка грузов осуществляется в объезд. C вводом в эксплуатацию ВСМ-1 на нее будет перенаправлен пассажиропоток со скоростного поезда «Сапсан», а также с поездов дальнего следования, тем самым ОЖД будет разгружена для движения грузовых поездов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru30.11.12ВСМ как панацея