15-07-15 / 2015
Новости отрасли
Строительным грузам не выйти на прошлогодние показатели

Несмотря на то, что начало июля выдалось успешным, участники отрасли прогнозируют, что по объему выпуска и перевозки строительных грузов в текущем году не удастся выйти на уровень 2014-го.

Отрицательная динамика идет на спад?

Напомним, с начала июля на сети РЖД было погружено 3,8 тыс. т строительных грузов. Таким образом, впервые в этом году за 9 дней указанного месяца железнодорожникам удалось догнать показатели 2014-го и даже перевыполнить план на 4,9%.

Однако, по мнению участников рынка, говорить об устойчивом тренде преждевременно. В целом о состоянии данной отрасли РЖД-Партнер рассказывал ранее. http://www.rzd-partner.ru/interviews/comments/padenie-obemov-perevozki-stroitelnykh-gruzov-zamedlilos/

"Причины положительной динамики могут быть совершенно разными. Например, эффект низкой базы, температурные режимы, выполнение ранее заключенных контрактов, сезонное увеличение объемов за счет погрузки на железнодорожный транспорт", - перечисляет всевозможные обстоятельства директор по инновационному развитию и коммуникациям "СМПро" Роман Куприн.

Участники рынка отмечают, что возможный рост связан с тем, что те грузы, которые летом традиционно уходили на водный транспорт, в этом году остались на железной дороге.

"В первой декаде июля, скорее всего, заметно могла увеличиться только перевозка нерудных строительных материалов (НСМ). А вот источник роста потребления на столь коротком временном промежутке установить практически невозможно. Это может быть как жилищное строительство, потребляющее до 60% НСМ, так и дорожное, потребляющее до 20% НСМ напрямую и до 4% - через железобетонные конструкции для дорожного строительства", - уточняет Р. Куприн.

Прогнозы полны пессимизма

"Некоторая коррекция показателей погрузки связана, скорее, с сезонным фактором. В текущем году достигнуть результатов 2014-го не удастся. Для этого нужно начиная с июля ежемесячно грузить на 18% грузов больше, чем в соответствующий месяц годом ранее", - комментирует старший аналитик центра экономического прогнозирования Газпромбанка Кирилл Никода.

Более того, по мнению Р. Куприна, сегодня с высокой вероятностью можно прогнозировать продолжение общего снижения объемов потребления и перевозки строительных материалов по сравнению с 2014-м. В любом случае выход на уровень прошлого года маловероятен.

К тому же производство и потребление строительных материалов продолжает сокращаться. Наибольшее снижение по сравнению с 2014-м отмечается в производстве товарного бетона и нерудных материалов. А объем производства сухих строительных смесей, например, за 5 месяцев увеличился на 44%.

Напомним, в 2014 году ОАО "РЖД" было перевезено 270,3 млн т минерально-строительных материалов. Это почти 20% от общего объема перевозки грузов железнодорожным транспортом. Однако, для сравнения, в 2007-м объем их перевозки составил 345,4 млн т.

Причины падения

По словам ведущего эксперта-аналитика отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Александра Слободяника, отрицательная динамика связана сразу с несколькими факторами. "Во-первых, с окончанием всех крупнейших строек, таких как спортивные объекты и инфраструктура к летней Универсиаде в Казани и Олимпиаде в Сочи. Во-вторых, снижению объемов перевозок способствует высокая конкуренция со стороны автомобильного транспорта. Сегодня расстояние эффективной межвидовой конкуренции между железнодорожным и автотранспортом составляет около 3 тыс. км. При этом средняя дальность перевозки минерально-строительных материалов составляет около 800 км. На таком расстоянии железнодорожный транспорт неконкурентоспособен", - заключает эксперт.

Кроме того, по словам А. Слободяника, заводы по производству строительных грузов стараются размещать в непосредственной близости от строительных объектов, в результате чего необходимость использовать железнодорожный транспорт отсутствует.

Также снижению объемов перевозок строительных грузов способствовал вступивший в силу приказ Минтранса России от 22 января 2014 года № 9 "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2009 года № 245", согласно которому порядок расчета кратчайшего расстояния при перевозках по Октябрьской дороге и Московскому узлу был откорректирован. Это связано с тем, что после пуска "Сапсанов" по направлению Москва - Санкт-Петербург грузовые поезда стали следовать по объездному маршруту и фактическое расстояние перевозок в ряде случаев в 2-3 раза превышало расчетное (кратчайшее). Как следствие, стоимость перевозки увеличилась. "Например, если раньше тариф ОАО "РЖД" за перевозку 1 т щебня со ст. Хелюля до ст. Крюково составлял 181,9 руб./т, то после вступления приказа в силу он вырос до 260,5 руб./т, или на 43,2%. В результате возросшей стоимости перевозки производители щебня из Карелии стали неконкурентоспособны на рынке и были вынуждены снижать объемы добычи, останавливать производство", - разъясняет А. Слободяник.

К тому же частные промышленные предприятия снизили свои планы по строительству. Вследствие ограниченного доступа к европейскому и американскому финансированию многие инвестпроекты по возведению промышленных объектов пришлось приостановить. Для того чтобы возобновить работы, потребуется время для выстраивания отношений с азиатскими банками, которые готовы предложить свои услуги. В результате спрос на строительные материалы может сохраниться на текущем низком уровне как минимум в течение 2015 года, считают представители отрасли. Именно от спроса и масштабных строек начиная с кризисного 2009-го зависела ситуация на рынке перевозок строительных материалов по сети РЖД. Эксперты полагают, что восстановление массового спроса произойдет не ранее 2016-го: ожидается, что именно тогда начнется интенсивная подготовка к чемпионату мира по футболу - 2018 и строительство ВСМ. В среднесрочной же перспективе нестабильная экономическая ситуация оставит объемы перевозок строительных грузов на низком уровне. Пока потенциальным драйвером роста потребления строительных материалов могут стать только проекты федерального значения.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру15.07.2015