22-04-24 / 2024
Новости отрасли
Строительные грузы не могут найти места на железнодорожной сети

Роста объемов перевозок не будет, по крайней мере строительных грузов, с таких слов началось совещание РЖД и грузовладельцев. В первом квартале погрузка строительных грузов снизилась на 17%, до 25,6 млн тонн, только на ОЖД погрузили на 14% меньше, до 843 тыс. тонн. В апреле полигон ОЖД сохранил положительную динамику по погрузке "только на паре предприятий". РЖД-Партнер о том как грузы выбирают перевозчиков.

Погода против РЖД

Сильные морозы и снежные заносы на стороне грузоотправителей и грузополучателей привели к сокращению предъявления грузов, в том числе строительных, так снижение погрузки в первом квартале 2024 года объяснили в пресс-службе РЖД. Заявлено, строительных грузов все меньше, потому что уголь замерзает в портах, в том числе, Северо-Западного бассейна. Грузоотправители щебня из карьеров Карелии с такой логикой согласны: они всю зиму вели неравный бой с остатками угля в подвижном составе, в который должны погрузить щебень. И бой этот – проиграли. В апреле на Северо-Западе погода, кажется, перешла в положительные значения, а погрузка – все еще в отрицательной динамике. Удивительно, но если верить грузоотправителям, то они готовы наращивать погрузку, но железнодорожники выступает против такого желания. Пресс-служба РЖД такое мнение грузоотправителей не поддерживает, здесь передают, компания готова оперативно реагировать на вызовы и готова отвечать на запросы всех грузовладельцев. Среди причин снижения погрузки в первом квартале 2024 года называют дефицит локомотивного парка, он случился из-за отвлечения локомотивного парка для проведения технического обслуживания.

"РЖД координируют работу с сервисными компаниями, в случае необходимости в оперативном режиме проводится передислокация локомотивов с других участков сети", - сообщила пресс-служба компании.

Грузоотправители жалуются на сложности работы с ДМЗИ, на снижение погрузки из-за увеличения числа логконтролей, которые в апреле 2024 года вновь увеличиваются. А в мае на новый режим работы переводят ДМЗИ. Да и наличный парк не соответствует запросам грузоотправителей, с их слов растет число подачи под загрузку бракованных вагонов, более того, зафиксированы случаи отзыва уже загруженного вагона оператором. Грузоотправители рассказывают, что ситуация, когда один оператор не готов отправлять вагоны, не редка: "один оператор едет только в один адрес, а другой – только в другой", говорит грузовладелец на совещании с РЖД. Скандал на совещании набирал градус.

Сроки доставки

Главная претензия: железнодорожный перевозчик не гарантирует сроки доставки грузов. А он – необходим. Выяснилось, большая часть получателей строительных грузов, того же щебня, работают по госконтрактам, и для них срыв сроков поставки – это основание для разрыва всего контракта на проведения, например, дорожных работ или строительства инфраструктуры. Если будет допущена просрочка по доставке строительного груза, то на грузополучателей накладываются штрафные санкции в размере 30% от госзаказа. А это значит грузополучатель лишается права на выполнение контракта.

"Есть решение Верховного суда. Согласно ему железнодорожный перевозчик не принимает претензии по неисполнению сроков доставки и не возмещает просрочку по срывам доставки грузов. То есть железнодорожный перевозчик оставляет грузоотправителя и грузополучателя один на один с проблемой по организации сроков доставки", - говорит представитель одного из карьеров Карелии.

Прогноз погрузки на второй квартал 2024 года – неутешительный: груз уже переходит на автотранспорт,

"Почему уходим на автотранспорт? Потому что железнодорожники Владимирской области уже не справляются с обработкой вагонов и выводом порожних вагонов из-под выгрузки", - обреченно заявляет грузоотправитель из Карелии.

Чтобы нарастить погрузку на железнодорожной сеть владельцы карьеров в Карелии ведут переговоры со станциями, в том числе и "с малодейсвующими". Согласованы графики по отправке, графики по объемам, но пока "малоутешительные прогнозы".

"Мы – грузоотправители – пока живем и работаем в условиях штрафных санкций от операторов за простой вагонов под выгрузкой. С этими штрафами мы сами справиться не можем, а железнодорожный перевозчик нам не помогает не только избежать штрафных санкций, но даже не готов нарастить скорость обработки вагонов под выгрузкой", - говорит участник рынка.

Представитель РЖД пообещал вмешаться в ситуацию на местах. Грузоотправитель не пообещал нарастить погрузку.

Полную версию материала читайте в вышедшем №7 журнала РЖД-Партнер.

Продолжается подписная кампания "РЖД-Партнера" – на подписку и доставку печатных и электронных версий журналов "РЖД-Партнер" и "РЖД-Партнер Документы", а также на пакеты из этих изданий в 2024 году. Для постоянных подписчиков и тех, кто впервые подпишется на наши журналы, разработана гибкая система бонусов и скидок.

• Всем подписчикам журналов "РЖД-Партнер" и "РЖД-Партнер Документы" предоставляется 10%-ная скидка при подписке на исследование "Ставки и грузовые вагоны"

• Компании, ранее не подписывавшиеся на наши журналы, получат бесплатный разовый доступ к электронным версиям "РЖД-Партнер" и "РЖД-Партнер Документы" для принятия решения о подписке на 2024 год.

• Подписчикам журнала "РЖД-Партнер" доступны ежемесячные обзоры ставок на предоставление грузовых вагонов

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер22.04.2024