23-01-24 / 2024
Новости отрасли
Стройгрузы: к концу года подмерзли

Погрузка стройгрузов и цемента на РЖД в 2023 году ушла в минус – соответственно на 3,1 и 2,2%. И перспективы на 2024 год не очень-то согревают.

Итоги 2023 года выглядят противоречивыми. С одной стороны, министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин отчитался о рекордном объеме ввода жилья (104-105 млн мІ, +2% к 2022 г.), а с другой – погрузка стройматериалов на РЖД упала на 13%, цемента – на 5%. При этом потребление цемента к декабрю 2023 года упало по сравнению с июлем (пиковым периодом спроса) на 37,3%, следует из данных НО "Союзцемент". Отсюда можно понять, что в течение 2023 года на строительном рынке отмечалось два пиковых периода: весной, когда спешно завершались прошлогодние проекты, и осенью, когда стройка уже стояла, но под влиянием ажиотажа, связанного с ростом ключевой ставки ЦБ РФ и ожиданий подорожания ипотеки в дальнейшем, девелоперам удалось распродать солидную долю ранее накопленных неликвидов. В целом же с точки зрения потребления стройматериалов рынок жилья в РФ в 2023 году нельзя назвать благополучным. Стройка в целом ограничилась локальными проектами, которые не требовали перемещений больших объемов щебня и цемента. Соответственно, основные запросы удовлетворялись автотранспортом. Не отмечалось также особой активности на рынке промышленной недвижимости – за исключением складского строительства. Но это – преимущественно быстровозводимые конструкции с минимальной долей применения бетона.

Неоднозначные оценки вызвало и строительство автодорог. С одной стороны, Росавтодор сообщил о рекордной протяженности приведения к нормативу сети в рамках нацпроекта "Безопасные качественные дороги" (более 22 тыс. км дорог) в 2023 году. Правительство отчиталось, что строительством и реконструкцией было охвачено почти втрое больше километража, чем годом ранее. А с другой – выясняется, что основное внимание было уделено именно модернизации и ремонту трасс. Большинство указанных объектов не предусматривали укладку нового основания. Новых мостов и развязок возводилось не так уж много. Причем из приведенной статистики невозможно понять, больше это или меньше, чем в прошлом году.

Напомним, что минус в погрузке стройматериалов на РЖД сложился, несмотря на то что суммарные перевозки балласта, по данным информационно-справочного портала "Железнодорожные перевозки", в 2023 году увеличились на 31% по сравнению с 2022 годом. Следовательно, для нужд автодорожников щебня на РЖД грузили в любом случае меньше.

Участники рынка говорили, что постарались по максимуму организовать отправки щебня автомобильным и водным транспортом. Дефицита полувагонов на РЖД нет, но их не хватало под щебень, отметила коммерческий директор ООО "Прионежская горная компания" Ирина Ломакина. Как считают представители других карьеров, подобные локальные дефициты – результат управленческих решений перевозчика. Уровень маршрутизации стройгрузов низкий. В карьерах не знают точно, какое количество вагонов им подадут и по какой цене.

Отгрузка, по крайней мере в строительный сезон, должна вестись постоянно.

Между тем возникали те или иные ограничения. Например, по размерам подачи подвижного состава после выгрузки угля в порту для организации попутных рейсов за щебнем (вместо этого полувагоны ускоренно возвращали назад порожними – для ускорения их оборота).

Локальные дефициты приводили к удорожанию перевозок щебня. Клиенты могли получить штрафы, связанные с неподачей вовремя подвижного состава или за задержку приема порожних полувагонов к отправке, поскольку перевозчик не принимал к вывозу уже груженый подвижной состав. Конфликты нередко возникали из-за того, что в договор вносились не все условия, регламентирующие спорные ситуации, отметила управляющий партнер Legal1520 Ольга Гуляева. Однако далеко не все клиен ты, связанные с работами по госконт рактам, были готовы выяснять отношения в суде.

Что касается перспектив на 2024 год, то следует иметь в виду, что объемы погрузки стройматериалов наложатся на эффект низкой базы текущего года. При этом объемы перевозок балласта, судя по данным источника в ОАО "РЖД", могут остаться на уровне 2023 года. Поскольку предложение на рынке жилья сократилось вдвое, то динамика погрузки данной номенклатуры должна улучшиться. Но вот выйдет ли она в плюс – вопрос: весной, конечно, ожидается старт новых проектов. Однако не стоит забывать, что рост средней ипотечной ставки на 1 п. п., по данным руководителя агентства недвижимости "Pro обмен" Екатерины Никитиной, ведет к тому, что с первичного рынка уходит до 5% покупателей. А на вторичном рынке жилья количество выставленного на продажу жилья может увеличиться в 2024 году на 40%. Это может, в свою очередь, привести к стагнации первичного рынка.

Первые признаки этого тренда уже стали заметны в декабре 2023 года: цены на стройматериалы, цемент и арматуру стали снижаться. В частности, в ФАС РФ отметили падение биржевых прайсов на арматуру во второй декаде декабря на 17,2% по сравнению с октябрем. Кроме того, глубина сезонного спада в потреблении цемента в конце 2023 года оказалась больше, чем в 2022-м. И прогнозы на 2024 год оказались затруднены из-за неопределенности ситуации на стройках.

Участники рынка говорили, что постарались по максимуму организовать отправки щебня автомобильным и водным транспортом. Дефицита полувагонов на РЖД нет, но их не хватало под щебень

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер23.01.2024