17-07-21 / 2021
Новости отрасли
Строгая оценка

Парламент Украины считает состояние железных дорог критическим

Временная следственная комиссия (ВСК, создана Верховной радой Украины) по вопросам проверки и оценки состояния "Укрзализныци" (УЗ) на заседании 2 июля представила исследование инфраструктуры компании. Согласно анализу, почти 60% локомотивов технически непригодны для эксплуатации из-за угрозы безопасности движения.

Как показал анализ ВСК, неудовлетворительное состояние железных дорог вынудило УЗ закрыть 400 км основных путей и 1800 км станционных, а также 2,5 тыс. стрелочных переводов. Причем более 37% основных путей эксплуатируются с просроченными сроками ремонта. В капитальной реконструкции нуждаются 11 тыс. км путей (каждый третий километр).

По словам народного депутата Украины от фракции "Слуга народа" и председателя ВСК Юлии Гришиной, проверка показала, что с 2016 года УЗ финансирует ремонты переданных ей основных фондов почти в три раза меньше нормативной потребности и искусственно сокращает операционные расходы на 8,2 млрд грн в год (около 25 млн евро).

"Общая стоимость отсроченных ремонтов составляет 73,7 грн. Это почти годовой доход УЗ. Но финансовый план компании на 2021 год предусматривает затраты на ремонт в размере 4,23 млрд грн. Это на 1 млрд грн меньше затрат 2020 года и на 10 млрд грн меньше, чем необходимо сейчас. Поэтому финансовый план должен быть немедленно пересмотрен", – подытожила Юлия Гришина.

Результаты исследования выявили снижение грузооборота УЗ. Объем перевозок по железной дороге уменьшился на 10%. Эксперты подчеркивают, что разрыв между потребностями экономики и фактическими показателями перевозок составил 17%. Такой вывод сделан в сравнении с уровнем ВВП Украины, который вырос на 7% с 2015 года (по данным Государственной службы статистики).

Кроме того, участники транспортного рынка отдают приоритет автомобильным перевозкам. Грузооборот по железной дороге в 2020 году составил 305,5 млн тонн (в 2015-м – 350 млн тонн), тогда как автомобильным транспортом в 2020 году перевезено 1,232 млрд тонн (в 2015-м – 1,020 млрд тонн).

Как рассказал и.о. председателя правления УЗ Иван Юрик, в июне 2021-го компания увеличила среднесуточную погрузку до 721 млн тонн, что на 9% больше показателей за аналогичный период прошлого года. Показатель оборота грузового вагона вырос на 6% и составил 7,07 суток.

Исследование выявило несовершенства в системе тарифообразования УЗ. Темпы роста тарифов на грузовые перевозки на 13-30% отстают от изменения индекса цен производителей. Согласно подсчетам, из-за этого УЗ в период с 2016 по 2020 год недополучила 100 млрд грн.

Эксперты считают необходимым изменить подход к формированию тарифной политики компании. Директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк подчеркнул, что простое повышение тарифов не даст результатов, нужен целый комплекс мероприятий, который будет касаться экономической эффективности работы УЗ и улучшения сервисов для клиентов.

"Нужно создать независимый орган, который будет заниматься тарифными вопросами, а именно национальную комиссию в сфере регулирования транспорта. Она будет постоянно следить и за расходами железной дороги, и за тем, насколько тарифы компании соответствуют актуальному уровню цен", – пояснил Сергей Вовк.

Сейчас Министерство инфраструктуры Украины разрабатывает приказ об изменении тарифных коэффициентов. Документ проходит стадию общественного обсуждения. Ведомство предлагает постепенно увеличивать тарифы – перевозку грузов первого тарифного класса с сентября 2021 года на 8%, с января 2022-го – еще на 20,4%. Грузы второго тарифного класса хотят повысить на 8% с сентября 2021 года и еще на 6,5% с 2022-го.

Из-за повышения тарифов УЗ потеряет клиентов, считает президент ассоциации "Укрведтранс" Наталья Петриченко. Если УЗ не улучшит качество услуг, грузоотправители будут искать альтернативные виды транспорта для перевозки грузов. "УЗ прежде всего необходимо позаботиться о качестве предоставления услуг, о техническом состоянии подвижного состава и о наличии тепловозной тяги на всех участках. И только после этого рассматривать вопрос повышения тарифов. Стоимость услуг стоит повышать, только когда цена соответствует качеству", – заявила Наталья Петриченко.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152017.07.2021