06-02-19 / 2019
Новости отрасли
Стратегия цифровизации

Стратегию развития цифровых технологий для железнодорожной отрасли разрабатывает Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте АО "НИИАС". Как подчеркнул в эксклюзивной беседе с обозревателем "Московского железнодорожника" первый заместитель генерального директора АО "НИИАС", доктор технических наук, профессор Ефим Розенберг, Российские железные дороги находятся на передовых мировых позициях в области цифровизации технологии управления перевозочным процессом.

НИИАС разрабатывает новейшие технологии и комплексы интеллектуального управления перевозками. Этому способствуют ранее созданные автоматизированные микропроцессорные системы управления движением поездов, в том числе с использованием искусственного интеллекта, высокоскоростные линии оптоволоконной связи, разработанные принципиально новые алгоритмы и технологические программы, а также большой опыт применения современных инфокоммуникационных технологий для различных хозяйств компании. За разработку таких инновационных технологических решений НИИАС только за 2018 год на международных выставках получил 24 золотые и серебряные медали.

Цифровизация железнодорожного транспорта требует наличия достоверной информации о состоянии подвижных объектов и инфраструктуры и предусматривает обязательное цифровое описание объектов в рамках единых высокоточных координатных систем.

Одним из важных направлений цифровизации отрасли является применение на Московской железной дороге и в целом на сети ОАО "РЖД" спутниковых технологий и навигационных комплексов, продолжил профессор Розенберг. АО "НИИАС" определено головной организацией по разработке этих технологий. Свыше 26 тыс. локомотивных комплексов, включая самоходный подвижной состав, работают с навигационными спутниками ГЛОНАСС, что представляет собой наивысшее в мировой практике достижение по объему внедрения.

Стратегия развития отрасли предусматривает переход в будущем и к беспилотному движению. Такая инновационная технология проходит апробацию на станции Лужская Октябрьской магистрали, где маневровые локомотивы уже 3 года работают в беспилотном режиме, управляемые по радиоканалу из диспетчерского центра. На Московском центральном кольце (МЦК), которое является уникальным полигоном для десятков самых современных технологий, эксплуатируются несколько электропоездов "Ласточка", которые уже в 2019 году оборудованы приборами для беспилотного вождения в режиме опытной эксплуатации. В мировой практике – это достижение на уровне ведущих крупных фирм – разработчиков железнодорожных технологий.

На примере МЦК Ефим Розенберг рассказал о создании российского комплекса бортовых устройств на отечественных микропроцессорах. Импортозамещение чрезвычайно важно с точки зрения обеспечения кибербезопасности и в том числе алгоритмической и программной независимости. В ОАО "РЖД" разработан отраслевой стандарт кибербезопасности для цифровых технологий, на основе которого в Минтрансе РФ создаются нормативные документы в целом по транспортной отрасли. АО "НИИАС" принимает активное участие в этой крайне важной работе.

На МЦК реализована задача передачи временных ограничений с обеспечением требований безопасности. На перспективу, как рассказал Ефим Наумович, институт трудится над созданием единого бортового комплекса на локомотиве, объединяющего системы безопасности, автоведения и системы диагностики.

Поставленные цели требуют развития моделирующих комплексов, систем диагностики инфраструктуры, установленных на подвижном составе. Разрабатывается принципиально новая технология контроля местоположения поездов по контролю акустического кабеля.

– Всего 3 фирмы в мире работают над этим, мы находимся на передовых позициях, – подчеркнул профессор Розенберг. – В целом мы получаем расширенный комплекс информации для решения задач безопасности совместно с задачами повышения пропускной способности.

Составляющие развития цифровой технологии – это цифровые модели, цифровая радиосвязь, цифровые бортовые системы, цифровые вычислительные комплексы. При цифровой трансформации меняется функционал локомотива. Он становится самостоятельным локальным центром управления и позволяет максимально увеличить эффективность инфраструктуры и бортовых технических средств при минимальном участии человека.

Результаты инновационной деятельности АО "НИИАС" 29 октября 2018 года были представлены председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву на станции Бекасово-Сортировочное и полностью им одобрены.

Таким образом, заключил профессор Розенберг, современные технологии позволяют создавать принципиально новые системы обеспечения безопасности и законченный комплекс интеллектуального управления. Прослеживается четкая система взаимосвязанных структурных компонентов: автоматика, связь, системы управления движением, транспортная и информационная безопасность. На этой основе решается задача повышения качества управления перевозочным процессом посредством выработки комплексных решений, учета ситуации и масштабности автоматизации функций диспетчерского управления. Конечными показателями эффективности должны стать полная автоматизация управления инфраструктурой и подвижным составом, переход к управлению потоками поездов с учетом их энергоэффективности и максимальное внедрение малолюдных и безлюдных технологий в перевозочном процессе.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок06.02.2019