30-06-15 / 2015
Новости отрасли
Страшна не конкуренция, а тарифы на перевозки

Наше предприятие производит полимерные пленки, которые продает как в России, так и за рубежом. Самое страшное для нас - не конкуренция со стороны многочисленных производителей подобной продукции, а постоянный рост железнодорожных тарифов, который, на мой взгляд, ничем не обоснован.

Если правительство области не будет субсидировать экспортерам эти затраты, производство экспортной продукции в регионе будет сокращаться.

 Поясню свою мысль с помощью цифр. На протяжении нескольких лет мы отправляем свою продукцию железной дорогой в Казахстан, в один и тот же населенный пункт, расположенный от нас на расстоянии почти 5 тыс. км.

Летом 2011 года отправка одного вагона в ОАО "Первая грузовая компания" (ПГК) обходилась нам в 43 тыс. рублей. После этого в рамках реорганизации ОАО "РЖД" заработала дочерняя компания ОАО "Вторая грузовая компания", а 75% акций ранее созданной "дочки" - ПГК - было продано частному инвестору.

Предприятие, принесшее в 2011 году более 20 млрд. чистой прибыли, зачем-то продали всего за 125,5 млрд. рублей.

 В результате в ноябре 2011 года вагон в Казахстан для нас стоил уже 73 тыс. рублей. В 2012 году отправка через ПГК подорожала до 163 тыс. рублей, а сама эта компания заработала 34,4 млрд. рублей чистой прибыли и стала на 100% частной. При этом мы неделями не могли попасть на прием к исполнителю, не говоря уже о директоре. Мы звонили, предупреждали, что приедем, но по полдня сидели в ожидании клерка, чтобы узнать, где находится наш груз.

 Раньше предприниматели ругали "РЖД", но хоть какая-то логистика у них была, и платили мы за отправку вагонов только в одну сторону. Теперь оплачиваем транзит вагона туда и обратно. По этим причинам пришлось временно прекратить экспорт. В декабре 2014 года мы его возобновили с новым оператором - "РЖД Логистика", отправка вагона обошлась в 264 тыс. рублей, но теперь мы хотя бы можем отслеживать судьбу своего груза. За 3,5 года наши расходы на транспортировку экспорта по железной дороге возросли более чем в 6 раз. Хотя мы находимся с Казахстаном в одном таможенном союзе, но по территории России тариф на перевозку рассчитывается в рублях, а по территории Казахстана - в долларах. Даже рост доллара в конце 2014 года не объясняет общего повышения цены.

 Тем не менее с этого года тарифы "РЖД" опять увеличились на 10%, а с 29 января на 13,4% дополнительно подорожали экспортные перевозки.

Соответственно, при следующей отправке, если она состоится, нам придется платить еще больше. Эти расходы нам компенсирует покупатель продукции, но его терпение тоже не безгранично. Боюсь, что с такими темпами роста железнодорожных тарифов ему будет легче заказать аналогичную продукцию в Китае, который находится с Казахстаном по соседству.

 Мне кажется, что если наш регион заинтересован в развитии экспортных предприятий, особенно тех, кто вывозит за рубеж не сырье, а собственную продукцию, то правительству области надо их поддерживать. Например, выделять субсидии, компенсирующие рост железнодорожных тарифов. В противном случае на Дону останутся лишь экспортеры-зерновики, а они везут пшеницу исключительно водным транспортом.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Город N30.06.2015