21-03-12 / 2012
Новости отрасли
Стоимость грузоперевозок на Урале продолжает расти, несмотря на поддержку бюджета

Внезапные отставки и перестановки в правительстве и администрации Свердловской области вызвали повышенное внимание к деятельности министров, пока еще сохраняющих свои должности. В резиденции главы региона не скрывают, что в ближайшее время своих постов могут лишиться еще несколько глав министерств. Среди «перспективных» кандидатов на вылет чаще всего называют главу минтранса Геннадия Маренкова – чиновника могут подвести затяжные скандалы на рынке железнодорожных грузоперевозок, развитию которого не помогли внушительные налоговые льготы, установленные правительством. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

На проблемы в сфере перевозок грузов железной дорогой свердловским чиновникам указывают уже давно. Этот вопрос рассматривался на уровне уральского полпредства, да и в Свердловской области у транспортников и чиновников деятельность грузоперевозчиков вызывает массу вопросов. При этом особые нарекания грузоотправителей и экспертов вызывает деятельность ООО «ТрансСибУрал» и ее тесные взаимоотношения с «дочкой» РЖД – «Второй грузовой компанией». Напомним, при реформе РЖД парк грузовых вагонов был передан дочерним организациям, в том числе ВГК, которые, как предполагалось, напрямую будут работать с грузоотправителями, предоставляя им вагоны для отгрузки товаров.

Деятельность «ТрансСибУрала» является наиболее острым вопросом в карьере министра – по данным источников «УралПолит.Ru», именно министр активно лоббирует ее интересы в вопросах обеспечения грузоперевозок в регионе. На сегодняшний день компания является основным оператором «Второй грузовой компании», которая была зарегистрирована в регионе по инициативе правительства и на три года освобождена от налога на имущество, и по сути сдает в аренду предпринимателям подвижной состав ВГК с внушительной наценкой.

«ТрансСибУрал» берет вагоны в аренду у ВГК с наценкой 5 %, а предприятиям передают с наценкой уже в 40-50 %. Например, у меня есть договор аренды между «ТрансСибУралом» и «Свердловскавтодором». Согласно ему аренда одного вагона для перевозки щебня обходится в 45 тысяч рублей, а если бы аренда шла через ВГК, то стоимость была бы уже 20 тысяч рублей. Получается, что частная фирма заработала на преференциях ВГК, завысив реальную стоимость щебня на 40-70 %», – рассказал «УралПолит.Ru» депутат Дмитрий Ионин. По его данным, в ряде случаев наценка составляет до 163 %. В качестве доказательств Ионин демонстрирует информационное письмо от руководства компании в адрес ЗАО «Березовский завод строительных конструкций», в котором сказано, что стоимость предоставления полувагонов в адрес производителя составляет 60-75 % наценки к тарифу РЖД.

С обвинениями в свой адрес руководство компании категорически не согласно и выступает с ответными претензиями. По мнению гендиректора ООО «ТрансСибУрал» Сергея Мазуркевича, все вопросы вызваны нежеланием разобраться в ситуации, несмотря на его предложения прийти и получить все необходимые объяснения.

«Прежде чем делать такие громкие заявления, тем более – публично, не мешало бы разобраться в вопросе. Если депутаты также поверхностно и законы изучают перед их принятием – неудивительно, что мы так плохо живем. Наша наценка, рентабельность нашей работы не превышает 3-5 %. Цена на вагоны действительно выше базового тарифа на 35-40 %. Но надо различать понятия «цена», в которую включаются все наши расходы, и «наценка», которая дает нам как коммерческому предприятию прибыль. Если бы депутаты не торопились выступить с громкими заявлениями, а обратились напрямую ко мне – я бы все объяснил, и вопросов бы не было», – заявил «УралПолит.Ru» гендиректор ООО «ТрансСибУрал» Сергей Мазуркевич.

В качестве первопричины проблемы депутаты называют реформу РЖД – монополия фактически потеряла контроль над деятельностью своих «дочек» и операторов, которые самостоятельно диктуют тарифную политику в сфере грузоперевозок. В руководстве СвЖД также видят все беды в выводе всего парка грузовых вагонов из своего управления в управление операторов – всего их насчитывается около 1850. По словам железнодорожников, это привело к противоречиям на рынке и как следствие – к обострению ситуации.

«В связи с возможностью возникновения рисков по необеспечению подвижным составом компания не может заключать агентские соглашения со всеми грузовладельцами. Поэтому сегодня агентские соглашения заключаются исходя из оптимальных логистических схем максимального использования подвижного состава под сдвоенные операции», – прокомментировали в пресс-службе СвЖД ситуацию, сложившуюся на рынке железнодорожных грузоперевозок.

В результате скандалов, где никто не хочет признавать себя виноватым, пострадавшими оказываются грузоотправители. При создании ВГК власти заявляли, что эта компания будет напрямую работать с производителями, а предоставленные ей налоговые льготы неизбежно приведут к снижению тарифов и послужат косвенной мерой стимулирования бизнеса. На практике получилось наоборот – вместо работы с грузоотправителями ВГК передала значительную часть своего вагонного парка компании-посреднику в виде «ТрансСибУрал», которая, в свою очередь, вместо снижения тарифа установила высокий повышающий коэффициент, нивелировав тем самым все анонсируемые преимущества от регистрации ВГК именно в Свердловской области.

Возможную точку в споре должна была поставить специальная правительственная комиссия, назначенная на четверг, 22 марта. Планировалось, что на ней будет присутствовать Сергей Мазуркевич, чтобы выслушать все накопившиеся к его компании претензии. Но по неизвестным причинам она была перенесена на неопределенный срок. Еще один шанс расставить все точки над i появится в начале апреля – в заксобрании в это время планируется провести депутатские слушания, посвященные реализации в области реформы железнодорожного транспорта, на которой, обещают недовольные депутаты, обязательно будет рассмотрен вопрос и о странной любви СвЖД и ВГК к «ТрансСибУралу». Не исключено, что итогом затянувшегося конфликта станет отставка Геннадия Маренкова – кроме проблем с организацией грузоперевозок его считают виноватым в ряде других серьезных недостатков в работе министерства, в частности – высокой аварийности на свердловских автомагистралях.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Уралполит.ru21.03.12Налоговые льготы ВГК растворились в тарифах