14-04-11 / 2011
Новости отрасли
Ставки вагонной составляющей Прейскуранта 10-01 безнадежно устарели и не отражают ни затрат, ни спроса

Нужно возродить инвентарный парк грузовых вагонов в ОАО "РЖД" - такое предложение выдвинул на недавнем Евразийском транспортно-логистическом форуме представитель одной из крупных промышленных компаний. Желание грузовладельца понятно: он хотел бы продавать свою продукцию по рыночным ценам, а покупать транспортную услугу по гостарифам.

Вообще-то существующая правовая база отнюдь не запрещает ОАО "РЖД" владеть грузовыми вагонами, хотя действительно обязывает использовать их только по ставкам Прейскуранта 10-01.

Но кому будет выгодно, если в самом деле сегодня повернуть реформу вспять и возродить инвентарь? ОАО "РЖД" от такой меры светят лишь неприятности. Ставки вагонной составляющей Прейскуранта 10-01 безнадежно устарели и не отражают ни затрат, ни спроса. Работать по ним - нести заведомый убыток. Но если ФСТ все же войдет в положение и существенно их увеличит, то частные операторы не замедлят гибко отреагировать и установить более конкурентоспособную цену, а значит, инвентарный парк начнет простаивать.

Сплошные потери.

Но и грузовладелец при этом ничего не выиграет. С повышением цены дешевого вагона он не получит. Более того, если для лучшей управляемости ситуацией не часть, а весь подвижной состав отправить опять в разряд инвентарного, то грузовладелец не получит не только дешевого, а вообще никакого вагона. Ведь и теоретически, и практически давно доказано, что перевод товара или услуги на регулируемые цены порождает неизбежный дефицит и необходимость фондирования, то есть ручного распределения, этих продуктов. Возможно, так называемым аффилированным структурам что-то и будет перепадать, но только не всем желающим. Что же придется делать грузовладельцу? Да либо покупать собственные вагоны, либо обращаться к тому, кто уже купил и предлагает их под погрузку. Вот мы и возвратились в начальную точку реформы. Так стоит ли тогда поворачивать историю?

Нет, конечно. Наоборот, в вопросах управления приватными парками надо идти не назад, а вперед, обновляя правовую базу и применяя современные инструменты.

Нужны новые правила перевозок, особенно в части порожнего пробега, унификация тарифов, создание вагонной биржи, применение агентских договоров, консолидация операторского бизнеса и т.д. Все это предусматривается в Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок14.04.11Только вперед