22-07-20 / 2020
Новости отрасли
Ставки созревают с зерном

Стоимость аренды зерновозов увеличилась с началом сбора урожая

Единственным видом подвижного состава, на который в июле выросла суточная ставка аренды, являются вагоны-зерновозы. Повышение стоимости аренды фиксируется на уровне 13% по сравнению с июнем этого года. Участники транспортного рынка объясняют повышение цен появлением нового урожая зерновых, повлекшим увеличение спроса на этот вид подвижного состава. Как рассказал в ходе оперативного совещания в ОАО "РЖД", прошедшего в минувший понедельник, заместитель генерального директора – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД" Алексей Шило, суточная ставка аренды вагона-зерновоза в июле этого года составляет 1300 руб. В июне она фиксировалась на уровне 1150 руб. в сутки.

"Зерновики считают не календарный год. Для них год начинается с июля, когда появляется новый урожай. Поэтому естественно, что в конце предыдущего "зернового" года – в апреле, мае, июне – ставки на зерновозы снижались, а когда возник сезонный спрос, ставки снова выросли. Наступает июль – ставки повышаются, "зерновой" год подходит к концу – ставки снижаются", – рассказал "Гудку" генеральный директор транспортной компании "ГарантЛогистик" Абухасан Эльнукаев.

"С новым "зерновым" годом начинается новый экспортной сезон, активизируются перевозки, – подтверждает директор аналитического центра "СовЭкон" Андрей Сизов. – Созревает новый урожай – его надо везти, поэтому рост ставок на данный вид подвижного состава по сравнению с предыдущими месяцами вполне объясним.

Стоит отметить, что спрос на вагоны-зерновозы сейчас будет только расти, до пика еще далеко. В этом году мы можем увидеть рекордные месячные объемы зерна осенью, вплоть до 6 млн тонн, что приведет к росту спроса на зерновозы и укреплению ставок. Вероятно, ставки сохранятся на относительно высоком уровне до начала следующего календарного года. А в первом полугодии следующего года должно начаться их сезонное снижение".

"Повышение цен на подвижной состав в начале "зернового" года – это сложившаяся традиция, но традиция печальная, – считает председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. – Она ограничивает использование железнодорожного транспорта на коротких плечах. Я считаю, что сезонное повышение ставок снижает конкурентоспособность железной дороги по сравнению с альтернативными способами транспортировки зерна, тогда как без сезонного повышения было бы возможно, наоборот, наращивание рыночной доли железнодорожного транспорта".

"Спрос на вагоны-зерновозы сезонный. Однако следует понимать, что цена аренды такого вида подвижного состава зависит не столько от сроков начала уборочной страды, сколько от прогноза урожая, – отмечает генеральный директор ABC-RAIL Артур Нурмухамедов. – Именно исходя из прогноза зерновые трейдеры формируют заявки на закупку и резервируют необходимые транспортные ресурсы. Прогноз урожая в этом году благоприятный – ожидается, что всех видов зерновых культур в России будет собрано больше, чем в прошлом году, когда этот показатель составил 121 млн тонн. Эти факторы вселили надежду во владельцев вагонов-зерновозов, что этот вид подвижного состава как минимум будет востребован, пусть и по цене на 15% ниже, чем в прошлом году".

В июле прошлого года суточная ставка аренды вагона-зерновоза составляла 1500 руб.

Как рассказал Андрей Сизов, в этом году ожидается сбор больших объемов урожая зерновых. По последним прогнозам – 126,5 млн тонн.

"Вероятно, Россия в этом году соберет большие объемы урожая, который уступит разве что рекордному 2017 году, когда было собрано 135,5 млн тонн зерновых. При этом в основных странах – конкурентах России – ситуация на зерновом рынке не очень хорошая. У основных конкурентов, коими являются Украина и Европейский союз, в частности Франция, в этом году наблюдается сильное падение производства зерна. Поэтому для России ситуация пока благоприятная, но многое будет зависеть от того, не будут ли вводиться квоты на экспорт зерна.

В целом российский экспорт зерна в этом году находится в благоприятной ситуации. Цены на хорошем уровне, выше прошлогодних. Например, сейчас экспортная цена на пшеницу составляет $208 за тонну, год назад тонна пшеницы стоила $195", – рассказал Андрей Сизов.

Согласно оперативным данным ОАО "РЖД", погрузка зерна на сети за январь – июнь этого года составила 10,7 млн тонн, что на 16,9% больше, нежели за аналогичный период прошлого года. В январе – июне 2019 года на сети было погружено 9,1 млн тонн.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок22.07.2020