20-10-14 / 2014
Новости отрасли
Ставки повышены

Эффективная работа власти и бизнеса в Кемеровской области позволяет снизить негативные эффекты от неблагоприятной конъюнктуры на угольном и металлургическом рынках региона

Выручка ведущих компаний Кузбасса в 2013 году снизилась на 3,8%, с 1,077 трлн руб­лей до 1,037 трлн руб­лей. При этом совокупный оборот всех предприятий в Кемеровской области, по официальным статистическим данным, составил 1,89 трлн руб­лей и сократился еще заметнее — на 4,8%. Промышленный сегмент нашего рейтинга показал серьезную отрицательную динамику, основная причина которой в сложном положении угольной отрасли и машиностроения: выручка промышленных предприятий «просела» на 4,8%.

Более половины доходов (52,7%) предприятий — участников рейтинга показали 15 общероссийских холдингов («ЕВРАЗ Групп», «Газпром», СУЭК, УГМК, Мечел, Магнитогорский металлургический комбинат и другие). Впервые за несколько лет, в течение которых мы анализируем динамику экономики Кузбасса сквозь призму крупнейших предприятий региона, их суммарная чистая прибыль стала отрицательной (годом ранее — более 60 млрд руб­лей чистой прибыли, в 2013 году — минус четыре миллиарда руб­лей). При этом основной негативный вклад внесла угольная промышленность: половина из 26 угольных компаний отразили убытки, зачастую миллиардные (см. таблицы 1 и 3). Это связано как с неблагоприятной конъюнктурой на мировых угольных рынках, сложившейся за последние два года, так и с завышением расходов добывающих предприятий, созданием торговых и иных цепочек для заключения сделок, позволяющих понизить формируемую налогооблагаемую прибыль.

В дополнение к списку крупных предприятий Кузбасса представлен список 30 компаний с выручкой ниже границы отсечения доходов основного рейтинга. Это угольные шахты и разрезы, хлебозаводы, хладокомбинаты и мясокомбинаты, производители алкогольной продукции, машиностроительные и ремонтные площадки, химические комбинаты и ряд торговых организаций с оборотами от 1,35 млрд до двух миллиардов руб­лей в год. Средняя динамика их выручки в 2013 году составила 5,48%.

Уголь, уголь, уголь

В целом индекс промышленного производства в регионе составил 100,3%, но в обрабатывающей промышленности ситуация оказалась заметно лучше — 104,5%. В натуральном выражении возрос выпуск продукции химического производства, пищевого комплекса, металлургического производства, машиностроительного сектора. Однако снизился объем выпуска продукции в угледобывающем комплексе (угля добыто 198 млн тонн, из которого обогащенного — 82,5 млн тонн), сократилось производство железорудного концентрата, заметно «просело» текстильное и швейное производство.

С 2012–2013 года положение в угольной промышленности Кузбасса усложнилось. Негативные тенденции продолжают действовать в отрасли и сегодня. Многие шахты добывают и продают уголь по цене ниже себестоимости. Сказывается переизбыток угля в мире, и как следствие — снижение цен на твердое топливо (примерно на 35–40%). Вместе с тем большинство угольных компаний не спешат сокращать добычу, стараясь сохранить позиции и ниши на мировых рынках. Внедряется новая горная техника и высокопроизводительное оборудование для добычи, обогащения и транспортировки угля.

В 2013 году начата работа двух новых угольных шахт (шахта Ерунаковская VII в Новокузнецком районе и Бутовская в Кемерове) и двух новых обогатительных фабрик (Каскад-2 в Прокопьевском районе и вторая очередь на фабрике имени Кирова в Ленинске-Кузнецком. В результате упорной работы горняков область добыла за 2013 год 202,7 млн тонн угля (годом ранее — 201,4 млн тонн). Для сравнения, в самые успешные советские годы кузбасские шахтеры добывали 160 млн тонн, а в отрасли была занята 315 тыс. человек. При современной повышенной тридцатипроцентной нагрузке в добыче угля сейчас здесь работает 101 тыс. человек.

В текущем году в угольную отрасль вложат около 66 млрд руб­лей (на уровне прошлого года, но на треть меньше, чем в предудущие годы). В эксплуатацию введут еще две шахты и два разреза. Планируется незначительно повысить уровень добычи угля и достигнуть 206 млн тонн с ориентированием на максимальное расширение экспорта угля, что позволяет обеспечивать основной приток финсансовых средств (к примеру, в I полугодии 2014 года экспортировано 58,7 млн тонн угля, что составляет 95,2% от совокупного экспорта товаров области). Это обеспечивает модернизацию отрасли и повышение безопасности добычи, что находится под пристальным вниманием властей региона. Так, если в советские времена в среднем при добыче одного миллиона тонн угля погибал один шахтер, то сейчас статистика уже иная — один шахтер на девять миллионов тонн угля.

Кузбасский угольный экспорт направлен и на завоевывание новых рынков сбыта — Китая, Индии, Южной Кореи, которые имеют большой потенциал потребления угля. На европейском рынке сейчас наращивает позиции дешевый уголь, поступающий из США вследствие динамичного развития газовой генерации и снижения потребления твердого топлива на территории Америки.

Кузбасский уголь экспортируется в 48 стран мира, но сейчас перед угольщиками стоит проблема не добычи угля, а его вывоза. На складах скапливается двойной и тройной норматив угля, топливо теряет свои качества. В этой связи колоссальные средства, которые государство вкладывает в развитие железнодорожных артерий Транссиба и БАМа, а также обновление и пополнение локомотивного парка и подвижного состава, призваны обеспечить «развязывание» транспортного узла для вывоза продукции угольной промышленности региона.

Но чтобы продавать уголь на европейском рынке или в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, сырье должно быть конкурентоспособным, а кемеровский уголь — из-за транспортной составляющей — получается дорогой. Поэтому поставлена задача — еще больший объем добываемого угля перерабатывать и реализовывать на экспорт в виде обогащенного продукта, более востребованнгого за рубежом. И даже его повышенная стоимость (в полтора–два раза дороже рядового угля) позволяет сохранять конкурентоспособность, в том числе за счет меньшего количества железнодорожных вагонов, используемых для перевозки обогащенного топлива. В Кузбассе за 10 лет запущено 19 новых обогатительных фабрик и пять обогатительных установок. И если в 2003 году обогащался 41% добываемого угля, то сейчас — более 70%. До конца года Угольная компания «Заречная» запустит обогатительную фабрику «Карагайлинская» (2,4 млн тонн, Киселевск), а в октябре–ноябре будет введена первая очередь шахты «Карагайлинская». Угольной компанией «Кузбассразрезуголь» начато строительство фабрики «Калтанская» (Калтан), которую вероятно введут в эксплуатацию в 2015 году. Возобновит работу разрез «Степановский» (входит в группу «МаррТЭК»), временно приостановивший работу из-за нехватки средств.

Губернатор области Аман Тулеев предлагает угольным компаниям строить тепловые станции непосредственно в местах выемки твердого топлива, сжигать (потреблять) его и производить электроэнергию для снижения энергозависимости региона. При всех сложившихся экономических рисках сейчас еще сохраняет актуальность углехимия — из угля можно выпускать более 130 различных видов химических продуктов. К примеру, если одна тонна угля сегодня стоит 1,6 тыс. руб­лей, то угольный сорбент — три млн руб­лей (см. «Путь угля» в «Эксперте-Сибирь» № 22 за 2013 год).            

Глубокая переработка угля вполне может стать перспективным направлением развития отрасли: получение синтезированного бензина, а также сырья для высококачественных пластиков: фенола, крезола, ксиленола и других жидких продуктов. Для Кузбасса основным направлением переработки угля в среднесрочной перспективе является производство пористых материалов для катализаторов и топливных элементов, ультрачистого угля (зольностью менее 0,2%), который может стать основой для производства технических углеродов и специальных сорбентов, включая медицинские, а также углеродных адсорбентов, которые используются для очистки воды и воздуха.

Это то, что технологически и экономически оправдано и почти всегда находит потребителя, прежде всего, на внешнем рынке. И хотя такие инвестиционные проекты имеют большие сроки окупаемости (по сравнению с угледобычей), другой путь для развития угольной отрасли, по мнению губернатора, найти сложно.

Вариация отраслей

Схожая ситуация обстоит и с машиностроительным сектором. Во многом благодаря регио­нальной власти машиностроение в Кузбассе не только пережило сложнейшие девяностые и двухтысячные годы, но и сейчас в целом демонстрирует производственную и экономическую динамику развития. Но выпускаемое в регионе, например, горно-шахтное оборудование имеет низкий уровень конкурентоспособности по сравнению с зарубежными аналогами, что предопределяет закупки угольными компаниями прежде всего импортной техники, такой как проходческие комбайны. Конечно, несправедливо подводить единый знаменатель качества для всей техники кузбасского производства, следует разделять виды и классы техники. Например, ленточные конвейеры превосходят зарубежные аналоги по цене, совершенно не уступая им в качестве. Однако при выборе более технологичного продукта предпочтение в угольных компаниях почти всегда отдается зарубежной технике.

Зафиксированы точки роста машиностроения — железнодорожные вагоны, сборочные цеха самосвалов и пассажирского транспорта, литейное производство кузовов горной техники, техника для угольной отрасли (горно-шахтное оборудование, инструменты, грузоподъемные машины и прочее), оборудование для жилищно-коммунального хозяйства. Но местные производители обеспечивают угольную промышленность горно-шахтным и обогатительным оборудованием в стоимостном выражении в лучшем случае на 10% при совокупном объеме закупаемого оборудования в размере 85–90 млрд руб­лей в год. Вместе с тем, машиностроительный сектор диверсифицирует продуктовую линейку, поставлено на производство несколько десятков видов новой техники и оборудования. Осуществляются договоренности с Министерством обороны России о производстве на Юргинском машиностроительном заводе скорострельных корабельных и танковых пушек.

К сожалению, за отчетный период произошло снижение производства железнодорожных полувагонов. Новокузнецкий вагоностроительный завод произвел 3,4 тыс. полувагонов (это примерно четыре процента общероссийского рынка), при плановом объеме в 4,32 тыс. полувагонов. В 2012 году предприятие произвело 3,622 тыс. вагонов. Объемы реализации завода снизились на 15,3%, до 6,2 млрд руб­лей, в том числе из-за снижения стоимости продукции. Произошло падение спроса на грузовые вагоны из-за их переизбытка в 2010–2011 годах, а также снижения объема грузоперевозок. В целом в 2013 году российские компании приобрели в 2,5 раза меньше полувагонов, чем годом ранее. Это самое заметное падение среди основных видов подвижного состава.

В 2013 году вывоз готового проката черных металлов из Кемеровской области составил 6,02 млн тонн, в регионы России вывезено 2,714 млн тонн (в сибирские регионы — 38,5%, в центральные регионы — 21,4%), на экспорт поставлено 3,31 млн тонн продукции металлургов (55% от общего объема вывоза).

На металлургическом заводе «Евраз-ЗСМК» завершена реконструкция рельсобалочного цеха. Длина рельсов в зависимости от потребностей может составлять от 18 до 100 м. Такие дифференцировано-термоупрочненные рельсы предназначены для скоростного совмещенного движения. Особая закалка увеличивает эксплуатационный ресурс рельсов марки ДТ 350 СС, в то время как улучшенные геометрические параметры и повышенная прямолинейность обеспечивают мягкость и бесшумность движения железнодорожных составов по ним. Рельсы второй новой марки (ДТ370 ИК) обладают повышенной износостойкостью и контактно-усталостной прочностью, что позволяет использовать их на сложных маршрутах: крутых поворотах с радиусом 300–350 м, подъемах и спусках, где железнодорожное полотно изнашивается быстрее (износостойкость новых рельсов на 30–40% выше, чем у обычных железнодорожных рельсов). Сейчас «Евраз-ЗСМК» сертифицировал новые виды железнодорожных рельсов, что дает заводу право осуществлять промышленные поставки новых рельсов.

...

 

ИсточникДатаНаименование материала
Эксперт Сибирь20.10.2014