05-06-21 / 2021
Новости отрасли
Ставки полувагонов стабилизировались после подъема в апреле, по цистернам может быть рост - РЖД

Ставки предоставления полувагонов в мае стабилизировались после подъема в середине весны, отмечают в ОАО "Российские железные дороги".

"Тут интересная ситуация. В апреле был рост. В мае мы ожидали, что будет дальнейший рост. Но ставки сейчас замерли. Дальнейшего быстрого роста мы не видим", - сообщил журналистам замглавы РЖД Алексей Шило в кулуарах Петербургского международного экономического форума.

"Те участники операторского рынка, с которыми мы обсуждали (этот вопрос - ИФ), говорят, что они не заинтересованы "разгонять" (стоимость предоставления универсального парка - ИФ), как несколько лет назад. Им самим неприятно, когда в отдельный год - сверхприбыль, в другой - (ставки - ИФ) "опускаются ниже плинтуса". Они хотят сглаживать эти пики, насколько я понимаю. У них сейчас задача - держаться, чтобы, в том числе, не стать препятствием для реализации национальных проектов по стройке, например", - отметил топ-менеджер.

В течение апреля, как сообщало ранее официальное издание монополии, полувагонные ставки поднялись на 6,7% в связи с увеличением погрузки и грузооборота по этому виду подвижного состава ("за 3 месяца эти показатели выросли на 1,5% и 2,5% соответственно", отмечал "Гудок", ссылаясь на Шило). До этого фиксировалась обратная динамика: по данным издания "Промышленные грузы", ставки снизились с 1,35 тыс. руб. в сутки в январе 2020 г. до 750 руб. в декабре 2020 г. и сейчас, по оценкам "ВТБ Капитала" и Альфа-банка, находятся на уровне 700-750 руб.

При этом эксперты расходились в оценках перспектив этого сегмента. "ВТБ Капитал", например, считал, что сектор полувагонов "продолжает страдать от переизбытка предложения". "Мы не видим никаких триггеров для устойчивого восстановления сегмента в среднесрочной перспективе", - отмечала структура банка.

"Российские железные дороги" в феврале также не ожидали существенного роста ставок на универсальный подвижной состав в 2021 г. "Сейчас ставка держится в интервале 600-800 руб. в сутки. Учитывая, что профицит, по нашим данным, будет еще в течение порядка 5-7 лет, вряд ли будут какие-то всплески по стоимости", - говорил Шило. Альфа-банк же допускал "восстановление ставок и грузооборота во II полугодии 2021 г.". "Дефицит предложения и ускорение инфляционного давления могут стимулировать рост экспорта в восточном направлении", - писала компания.

"Да, в апреле был рост, достаточно серьезное возбуждение на рынке. Цены (на предоставление полувагонов - ИФ) начали повышать. В мае таких жалоб стало меньше: некий консенсус на рынке нашли. Мы разговаривали с отправителями строительных материалов, они говорят, что по сравнению с началом 2021 г. ставка на вагон выросла, но буквально еще три года назад при меньшей стоимости щебня ставка была еще выше. То есть, если сравнивать не с началом года, а с предыдущими периодами, в принципе, ситуация неплохая", - сказал Шило в кулуарах ПМЭФ-2021.

"Мы видим, что пока ставка по полувагонам сохраняется (на апрельском уровне - ИФ). Надеемся, сохранится (до конца 2021 г. - ИФ), потому что для нас повышение - это тоже риск: мы можем некоторые грузы потерять, причем те, которые на небольших расстояниях возим с хорошей рентабельностью, ту же "стройку", например", - добавил он.

Говоря о долгосрочных прогнозах, топ-менеджер заявил, что монополия "не меняла свою позицию". "Мы считали, что расчетный профицит при тех темпах погрузки, которые есть сейчас, и темпах обновления-выбытия парка сохранится еще порядка семи лет", - сказал замглавы перевозчика.

В сегменте цистерн, по словам Шило, монополия также ожидает коррекцию после апрельского подъема ставок. "Рост мог быть вызван с тем, что восстанавливался потихоньку спрос, проводились большие важные переговоры по заключению долгосрочных контрактов с крупными игроками на рынке - с "Роснефтью" (MOEX: ROSN) той же. Но мы по-прежнему видим профицит цистерн. При снижении более чем на 8% к 2019 г. в 2021-м нет предпосылок к тому, чтобы ставка на цистерны была высокой", - заявил он.

Ставки на предоставление нефтебензиновых цистерн в апреле, как сообщал "Гудок" со ссылкой на Шило, увеличились на 5,3%, при "сохраняющемся профиците" (больше 20 тыс. цистерн простаивало более 9 суток без операций).

В декабре издание писало, что суточная ставка аренды цистерн составляет примерно 900 руб. в сутки, что на четверть меньше, чем в январе 2020 г. (1,2 тыс.). "Значительное падение ставки произошло в июне (в связи со снижением добычи нефти и производства нефтепродуктов, согласно договоренностям странам ОПЕК+), после чего она оставалась примерно на том же уровне до декабря", - отмечала газета.

"Я думаю (к концу года - ИФ) будет коррекция (ставок - ИФ), потому что к падению тоже нет предпосылок, учитывая, что восстановление спроса будет. Мы рассчитываем, что, раз экономика начинает восстанавливаться после COVID, все равно объем перевозок будет расти. Наоборот даже, я думаю, в IV квартале, как только речные перевозки будут заканчиваться, ставка пойдет вверх", - заявил Шило в кулуарах ПМЭФ.

Говоря о ставках на предоставление цистерн, топ-менеджер отметил, что нефть и нефтепродукты - одна из номенклатурных групп, по которой по итогам 2021 г. монополия ожидает падения погрузки - на 8,3% по сравнению с "докоронавирусным" 2019 г. при росте общей прогнозной динамики отправок на 0,5%. "Связано это с внутренним потреблением, в первую очередь, и с тем, что меньше поставки сырой нефти по железной дороге. Это все суммарно приведет к потерям порядка 18 млн тонн", - сказал он.

В числе крупнейших вагонных операторов полувагонов и цистерн - "Федеральная грузовая компания" ("дочка" РЖД, генерирует более 5% доходов группы) и транспортный холдинг Globaltrans (актив Андрея Филатова, Никиты Мишина, Константина Николаева, Александра Елисеева и Сергея Мальцева, free float - 56,9%). Последний недавно продлил на 5 лет перевозочный контракт с "Роснефтью" с прежними "ключевыми условиями" (25% выручки, 55% - от полувагонов). Полувагоны также эксплуатирует компания "Новотранс" Константина Гончарова.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс05.06.2021