03-03-22 / 2022
Новости отрасли
Ставки операторов: гормоны роста зашкалили

"Стоимость услуг компаний-операторов" в IV квартале 2021 года оценена респондентами на 43 балла по 100-балльной шкале. По сравнению с предыдущим периодом показатель уменьшился на 1 пункт. Подобного значения данного критерия не наблюдалось с начала 2019 года. По словам большинства респондентов, в IV квартале 2021-го произошел значительный и неоправданный рост ставки. Если сравнить с I кварталом года, то рост кратный – в 2-4 раза. "Ставка не устраивает вообще. Тем более что сейчас профицит парка – и мы недоумеваем, откуда вообще такие цены", – делится представитель сегмента строительных грузов. В среднем, говорят клиенты, ставки выросли на уровне 20-40% в зависимости от вида парка.

И наибольшие претензии у грузовладельцев именно к ставкам на полувагоны, которые каждый месяц возрастали. На отдельных направлениях они по сравнению с 2020 годом увеличились в 3 раза, полувагон предлагали за 2600 руб./сут. в аренду.

Некоторые предпочитают искать вагоны на споте и еще летом были вынуждены согласиться на высокие ставки. Только в этом случае можно было найти подвижной состав. Отправитель металлургических грузов сообщил, что ставки аренды на споте за год выросли на 300% (отправной точкой отсчета в данном случае служит планка в 700 руб./сут., иными словами – рост до 2100 руб./сут.). Но и по такой цене не было твердых гарантий подсыла. При этом сложилась парадоксальная ситуация: выполнение обязательств по долгосрочным контрактам у многих грузовладельцев оказалось хуже, чем на споте. "Это подрывает доверие: мы-то поддерживали стабильными заказами операторов, когда на споте ставки были минимальными. А операторам в IV квартале стало невыгодным предоставлять полувагоны по длительным контрактам, где у них обязательства фиксировать цену на определенном уровне. Доходнее было заплатить штраф и увести вагоны туда, где выше ставки (например, около 3000 руб./сут.), – делится клиент.

Отправители лесных грузов также выражали свое недовольство. Под конец года в лесном секторе все грузовладельцы старались по максимуму реализовать вывоз кругляка хвойных пород (с 1 января 2022 г. на его экспорт введен запрет). В том числе поэтому операторы не стеснялись взвинчивать цены. В IV квартале для тех грузоотправителей, кто связан с отправками на Китай, рост доходил до 25% на Дальнем Востоке.

Впрочем, некоторые операторы в сегменте перевозки лесных грузов все-таки начали ставки снижать. Этот процесс начался еще в III квартале 2021 года, хотя, как предполагала часть клиентов, до апреля 2022-го ставки будут только повышаться. Например, в октябре дешевые вагоны было крайне сложно найти. Владельцы лесных грузов рассчитывают на то, что парка в 2022 году будет достаточно, больше повезут на внутреннюю переработку – и емкость рынка сбалансирует спрос и предложение.

Конечно, в негативной ситуации, сложившейся под конец года, виноваты не только операторы. РЖД перестали справляться с объемами грузоперевозок и взлет ставок возник не на пустом месте, считают отдельные грузовладельцы. "Грузы повсеместно задерживаются, растет оборот вагона, естественно, операторы пользуются сложившимися условиями – и ставки на этом фоне продолжают ползти вверх, – говорит представитель автопрома. – Поэтому у тех, кому вагонов не хватает, сейчас выход один – приобретать подвижной состав самим. Надо быть реалистами".

На 2022 год респонденты также прогнозируют рост ставок.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер03.03.2022